Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–557 «О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Тверской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–557 «О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации», подготовленный Законодательным Собранием Тверской области (далее – проект), отмечает следующее.

Проект направлен на ужесточение лицензионных требований к лицензиатам и соискателям лицензии на право управления многоквартирными домами (далее – лицензионные требования).

Проектом предлагается внести изменения в пункт 4 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), распространив лицензионное требование об отсутствии информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии, индивидуальном предпринимателе в реестре лиц, в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, на участника (учредителя) лицензиата или соискателя лицензии – физических лиц. Таким образом, лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не будет предоставляться управляющим организациям, участники (учредители) которых дисквалифицированы.

Поддерживая в целом идею о необходимости установления определенных требований к учредителям (участникам) организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, полагаем необходимым дополнительно проработать данное предложение, поскольку применение лицензионных требований к лицам, которые не осуществляют непосредственно лицензируемый вид деятельности, представляется спорным.

В соответствии с пунктом 2 абзаца первого статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Законодательство не содержит требований к учредителям (участникам) юридических лиц, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в части отсутствия у них неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также применения к ним административного наказания в виде дисквалификации.

Проектом также предлагается изложить в новой редакции часть 2 статьи 199 Жилищного кодекса, включив аннулирование квалификационного аттестата должностного лица в перечень оснований для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса наличие квалификационного аттестата у должностного лица лицензиата, соискателя лицензии отнесено к лицензионным требованиям, то предлагаемое проектом дополнение считаем целесообразным.

На основании вышеизложенного Комитет поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом высказанного замечания.