Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–570 «О внесении изменений в статьи 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Парламентом Республики Северная Осетия – Алания


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–570 «О внесении изменений в статьи 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации», подготовленный Парламентом Республики Северная Осетия – Алания (далее – проект), отмечает следующее.

Как следует из пояснительной записки, проект направлен на установление принципов социальной и экономической справедливости, согласно которым для жителей многоквартирных домов, проживающих в одном субъекте Российской Федерации, устанавливается единый обоснованный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Следует отметить, что согласно правилу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Наряду с этим в соответствии с частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Также в законодательстве закреплены случаи, при которых размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса установление органом местного самоуправления размера платы за содержание жилого помещения предусмотрено в отношении нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее – наниматели жилых помещений), а также собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Необходимо отметить, что исполнение органом местного самоуправления полномочия по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, обусловлено полномочием по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирным домом в случаях, установленных частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса. При этом, в соответствии с Порядком проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, основным требованием к победителю такого конкурса является выполнение им наибольшего по стоимости объема работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с тем размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, который установлен органом местного самоуправления – организатором конкурса. Также следует отметить, что согласно методическим рекомендациям, утвержденным Минстроем России 6 апреля 2018 года № 213/пр, определение размера такой платы может осуществляться по типам многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.

Таким образом, в настоящее время размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах определяется как собственниками помещений посредством принятия решения общего собрания, так и органом местного самоуправления в установленных случаях и в соответствии с методическими рекомендациями.

Проектом предлагается внести в часть 3 статьи 156 и часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса изменения, в соответствии с которыми полномочие по установлению размера платы за содержание жилого помещения и предельного индекса изменения размера такой платы для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, возлагается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). Таким образом, проектом расширяется перечень лиц, устанавливающих размер платы за жилое помещение, и орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется данным полномочием только в отношении собственников помещений, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом.

Однако, данное предложение не коррелируется с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса о проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирным домом, в котором собственники не приняли решение о способе управления, а также не соответствует заявленной цели предлагаемого правового регулирования в части установления единого размера платы за содержание жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.