Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–586 «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Самарской Губернской Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–586 «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации», подготовленный Самарской Губернской Думой (далее – проект), отмечает следующее.

Проектом предлагается внести изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в части ее дополнения новой частью 3, направленной на закрепление права субъекта Российской Федерации освобождать неработающих собственников жилых помещений, достигших возраста восьмидесяти лет, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом, условия предоставления такого освобождения от уплаты обязательных взносов остаются аналогичными условиям предоставления данной категории лиц компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт, которые закреплены частью 21 статьи 169 Жилищного кодекса.

Отмечаем, что предложения проекта в большей части дублируют положения части 21 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исключение составляет предлагаемая проектом замена механизма денежной компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в отношении собственников жилых помещений, достигших возраста восьмидесяти лет, на льготу в натуральной форме (полное освобождение от уплаты взносов).

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ были введены положения о замене с 1 января 2005 года механизма предоставления льгот в натуральной форме на компенсационную денежную выплату. При этом субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям было предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств (абзац четвертый преамбулы к Федеральному закону).

Данный принцип соблюдается и в Жилищном кодексе (статья 160), согласно которой отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, предлагаемая конструкция, заменяющая действующий компенсаторный механизм на натуральный – льготный не соответствует федеральному законодательству.

Принятие проекта потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.