Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–584 «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Волгоградской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–584 «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и отмечает следующее.

Действующими положениями части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что проект устава муниципального образования (проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав) должен быть опубликован не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава (внесения в него изменений) с одновременным опубликованием порядка учета предложений по проекту указанного устава (проекту указанного муниципального правового акта), а также порядка участия граждан в его обсуждении.

При этом Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что в случае, если в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законодательных актов субъектов Российской Федерации в целях приведения устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами, опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении не требуется.

Авторами проекта законодательной инициативы предлагается упростить рассматриваемую процедуру и предусмотреть, что в случае, если в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законодательных актов субъектов Российской Федерации в целях приведения устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами, официальное опубликование (обнародование) проекта соответствующего муниципального правового акта не требуется.

Следует отметить, что положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законодательных актов субъектов Российской Федерации в соответствии с принципом иерархии нормативных правовых актов обладают большей юридической силой по отношению к уставам муниципальных образований, а, следовательно, при несоответствии устава муниципального образования изменившимся положениям федерального или регионального законодательства, принятым в пределах компетенции соответствующих органов государственной власти, подлежат применению нормы федерального или регионального законодательства.

Принимая изложенное во внимание, полагаем, что точное воспроизведение положений указанных нормативных правовых актов в уставе муниципального образования представляет собой по своей сути юридико-техническое приведение устава муниципального образования в соответствие с нормативными правовыми актами. В этих условиях упрощение порядка внесения изменений в устав муниципального образования в объеме, предлагаемом проектом законодательной инициативы, представляется обоснованным.

При этом с учетом предлагаемых проектом законодательной инициативы изменений представляется целесообразным также внести корреспондирующие изменения в часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в части исключения необходимости предоставления в рассматриваемом случае сведений об источниках и о датах официального опубликования проекта устава муниципального образования.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.