Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–604 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона „О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ в части дополнительного регулирования вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования»

Подготовлен Законодательным Собранием Краснодарского края


Проектом законодательной инициативы (далее – проект) предлагается внести дополнение в статью 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», предусматривающее, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на другой вид разрешенного использования до принятия соответствующего федерального закона.

По мнению разработчиков проекта, в настоящее время существует законодательный пробел в регулировании изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Данное обстоятельство, по мнению разработчиков проекта, приводит к отсутствию у Краснодарского края возможности отнести земельные участки, расположенные в предгорных районах, к фактически существующим видам угодий и внести изменения в договоры аренды таких земельных участков, что накладывает на арендаторов дополнительные финансовые расходы в виде повышенной арендной платы за земельные участки.

По существу предлагаемой новации необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Градостроительными регламентами предусматриваются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).

Частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).

В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2013 года, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2014 года, отсутствие иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков. Как отмечено в указанном обзоре судебной практики, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

На основании изложенного, довод о наличии пробела в правовом регулировании изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, поддерживается.

Представляется, что законодательное совершенствование установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков должно осуществляться на комплексной и системной основе и охватывать как земельные участки, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, так и земельные участки, на которые такие регламенты не распространяются.

26 июня 2018 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 496293–7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (далее – проект № 496293–7).

Указанный проект направлен на совершенствование законодательного регулирования зонирования территорий, установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков.

В части земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, проектом № 496293–7 предлагается разрешенное использование таких земельных участков устанавливать и изменять в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В целях защиты правового режима сельскохозяйственных угодий предусматривается, что для сельскохозяйственных угодий могут устанавливаться только виды разрешенного использования, соответствующие целям, предусмотренным пунктом 2 статьи 77 или пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса.

С учетом наличия указанного проекта федерального закона Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным не поддерживать концепцию проекта законодательной инициативы.