Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–589 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“

Подготовлен Законодательным Собранием Республики Карелия


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–589 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее – проект), подготовленный Законодательным Собранием Республики Карелия, отмечает следующее.

Проектом предлагается дополнить Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон) статьей 341, наделяющей правом на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года неработающих трудоспособных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Данные расходы предлагается осуществлять за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

В настоящее время в соответствии со статьей 34 Закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется только пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности.

Как следует из пояснительной записки к проекту, неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, лишены права на государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту на его реализацию потребуется дополнительно порядка 1,1 млрд. рублей из средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Однако необходимо отметить, что, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащимся в его публичном годовом отчете за 2017 год, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год исполнен с дефицитом в размере 59,4 млрд. рублей. При этом в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2018 года № 4-П указано, что дополнительные социальные гарантии для граждан – в силу конституционных требований недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, а также принципов равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, — должны быть реальными, то есть выполнимыми с точки зрения достигнутого уровня социально-экономического развития общества.

Учитывая изложенное, предложение проекта о введении компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно для неработающих трудоспособных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, нуждается в дополнительном обсуждении и уточнении. В частности, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о предоставлении мер социальной поддержки, предлагаемых проектом, в случае, если указанные в проекте лица сопровождают к месту отдыха и обратно граждан, за которыми они осуществляют уход.

Необходимо отметить, что аналогичный проект законодательной инициативы (№ 7–544), подготовленный Законодательным Собранием Республики Карелия, рассматривался Комитетом 26 июня 2018 года и был поддержан с замечанием.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с замечанием.