Подготовлен Государственным Собранием Республики Мордовия
Проектом законодательной инициативы предусматривается, что включение сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее – национальные реестры специалистов) осуществляется при условии наличия у такого лица общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет или не менее чем семь лет при наличии свидетельства о квалификации, выданного в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
В соответствии с действующей редакцией пункта 3 части 6 статьи 55.5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) включение сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов допускается при наличии общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет.
В пояснительной записке анализируется практика оформления трудовых отношений в строительных организациях и отмечается, что действующая норма Градостроительного кодекса о наличии общего трудового стажа в области строительства не менее чем десять лет не способствует притоку талантливой молодежи в строительную отрасль.
Автором проекта высказывается мнение о том, что наличие общего трудового стажа само по себе не является подтверждением высокой профессиональной квалификации, а именно это качество должно быть решающим при исполнении профессиональных обязанностей на главных и ведущих должностях в строительстве.
Поддерживая данную позицию автора проекта, обращаем внимание на следующее.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Федеральный закон № 238-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2017 года. Согласно положениям указанного закона независимая оценка квалификации осуществляется в форме профессионального экзамена, который проводится центром оценки квалификаций (далее – ЦОК).
Функции ЦОК выполняют юридические лица, отбор которых осуществляется советами по профессиональным квалификациям. Советы по профессиональным квалификациям также утверждают комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профессионального экзамена.
Наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, утверждаются автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций», созданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 года № 2042-р.
Независимая оценка квалификации является добровольной как для соискателя, так и для работодателя. Законодательством не предусмотрены какие‑либо обязательные последствия в сфере трудовых отношений, связанные с итогами проведения независимой оценки квалификации.
В пояснительной записке не приводится информация о практике применения Федерального закона № 238-ФЗ, в том числе о наличии сформированного перечня профессиональных квалификаций в строительной отрасли, разработанных профессиональных стандартах, действующих ЦОК, укомплектованных контрольно-измерительными материалами и методическими документами, и уполномоченных на проведение независимой оценки квалификации в строительной отрасли, статистике проведенной независимой оценки квалификации в данной отрасли.
Отсутствие указанных сведений не позволяет в полной мере оценить возможные последствия принятия предлагаемого изменения.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.