Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–633 «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального закона „О наименованиях географических объектов“

Подготовлен Законодательным Собранием Пермского края


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–633 «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального закона „О наименованиях географических объектов“ (далее – проект) и отмечает следующее.

В соответствии с действующей редакцией абзаца пятого части 3 статьи 7 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) переименование географических объектов допускается, в частности, в целях возвращения отдельным географическим объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем. Проектом предлагается внести изменение в указанную правовую норму, предусматривающее, что переименование географических объектов допускается в целях возвращения отдельным географическим объектам прежних (ранее употребляемых) наименований.

Как следует из пояснительной записки, предлагаемые изменения позволят переименовывать географические объекты не только при условии широкой известности наименований в прошлом и настоящем, что может быть осуществлено, по мнению авторов, только в отношении ограниченного числа объектов (например, при возвращении исторических наименований крупным городам, переименованным в советское время), но и в случаях, когда прежние (ранее употребляемые) наименования географических объектов не носили широкой известности. Важно отметить, что иных аргументов, обосновывающих предлагаемые изменения, авторами проекта не приводится.

С учетом того, что в соответствии с преамбулой Федерального закона № 152-ФЗ наименования географических объектов рассматриваются как составная часть исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, установление правового регулирования, предполагающего возможность присвоения географическим объектам наименований, не носивших широкой известности, вызывает сомнение и, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении, в том числе с привлечением научного и экспертного сообщества.

Также проектом предлагается установить, что приведение наименований географических объектов, утвержденных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствие с наименованиями географических объектов, зарегистрированными в Государственном каталоге географических названий (далее – Госкаталог), в случае выявления в указанных нормативных правовых актах опечаток и иных технических ошибок (замена в наименованиях географических объектов отдельных букв, цифр, небуквенных и иных знаков) не является переименованием географических объектов.

Пунктом «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что наименования географических объектов находятся в ведении Российской Федерации.

Федеральным законом № 152-ФЗ установлены правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов. В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 152-ФЗ в целях обеспечения единообразного и устойчивого употребления в Российской Федерации наименований географических объектов и сохранения указанных наименований создается Госкаталог.

Согласно пунктам 5 и 6 Порядка регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 172 (принят в соответствии и во исполнение Федерального закона № 152-ФЗ), наименование географического объекта считается зарегистрированным и учтенным в установленном порядке с момента включения его в Госкаталог на основании федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о переименовании географических объектов.

С учетом изложенного, наименования географических объектов, содержащиеся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не могут отличаться от наименований, внесенных в Госкаталог. Иной подход, на наш взгляд, входил бы в противоречие с принципом, предполагающим соответствие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, предлагаемые проектом изменения представляются избыточными.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.