Подготовлен Государственным Советом Республики Татарстан
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–640 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.
Проектом законодательной инициативы предлагается внести изменения в Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», в соответствии с которыми бывший государственный или муниципальный служащий, замещавший должность, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения со службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности не только в организации, но и у индивидуального предпринимателя (если отдельные функции управления входили в должностные (служебные) обязанности служащего) без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.
Концепция проекта законодательной инициативы заслуживает внимания. Вместе с тем, по тексту проекта законодательной инициативы имеются следующие замечания.
Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административная ответственность в виде наложения административного штрафа может последовать за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Исходя из норм Трудового кодекса Российской Федерации, под работодателем может подразумеваться также физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем. В отношении данного физического лица государственным служащим (муниципальным служащим) ранее могли, например, приниматься решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности.
Представляется, что предлагаемые авторами проекта законодательной инициативы изменения в действующее законодательство целесообразно распространить также на физических лиц, заключающих гражданско-правовые договоры на выполнение работ (услуг) с указанными выше бывшими государственными и муниципальными служащими.
Необходимо отметить, что на рассмотрении Совета законодателей Российской Федерации находится подготовленный Государственным Советом Республики Татарстан проект законодательной инициативы № 7–639 «О внесении изменения в статью 641 Трудового кодекса Российской Федерации», внесенный одновременно с рассматриваемым проектом законодательной инициативы и предусматривающий внесение аналогичных изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с учетом высказанных замечаний.