Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–668 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“

Подготовлен Законодательной Думой Томской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–668 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 225‑ФЗ) с 1 января 2019 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», предусматривающие, что абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом.

Предусматривается, что план снижения сбросов абонента, допустившего превышение нормативов состава сточных вод, должен обеспечить предотвращение превышений указанным абонентом нормативов состава сточных вод по всем веществам, по которым были допущены превышения нормативов состава сточных вод, посредством реализации одного или нескольких из следующих мероприятий:

1) строительство или модернизация локальных очистных сооружений и (или) очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;

2) создание систем оборотного водоснабжения;

3) внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

Проектом предлагается внести изменения в абзац десятый пункта 10 статьи 1 Федерального закона №225-ФЗ, установив, что план снижения сбросов абонента, допустившего превышение нормативов состава сточных вод может включать в себя, в том числе мероприятия по очистке сточных вод абонентов с использованием централизованной системы водоотведения (канализации).

Как следует из пояснительной записки к проекту законодательной инициативы, законопроект позволит решить проблемы абонентов, расположенных в черте населенных пунктов и ограниченных территориальной возможностью в строительстве локальных очистных сооружений. При этом решится проблема очистки всего объема сточных вод до допустимых показателей воздействия на водные объекты. 

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

Поскольку, в соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ, план снижения сбросов абонента, допустившего превышение нормативов состава сточных вод, утверждается только после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, то это может привести к злоупотреблениям со стороны уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые при согласовании указанного плана будут влиять на выбор абонентом именно мероприятий по очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (канализации), а не иных возможных вариантов.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.