Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–679 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

Подготовлен Парламентом Кабардино-Балкарской Республики


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–679
«О внесении изменения в статью 21Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.

Проектом законодательной инициативы предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) изменение, которым расширяется круг лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, на которых не распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами о противодействии коррупции. В указанный круг лиц предлагается включить судей конституционных (уставных) судов субъекта Российской Федерации.

В качестве обоснования предлагаемого изменения в пояснительной записке указано намерение обеспечить реализацию принципа единства статуса судей. При этом указывается, что согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Представляется важным отметить, что согласно второму предложению пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Концепция проекта законодательной инициативы заслуживает внимания.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время ограничения и обязанности антикоррупционного характера в отношении судей установлены в ряде федеральных законов. Так, в статье 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» закреплен комплекс требований к судье, включающий ограничения и обязанности, направленные на противодействие коррупции, в частности, установлено, что в случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации (абзац 2 пункта 2 статьи 3); судья не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (подпункт 51 пункта 3 статьи 3) и другие ограничения и обязанности.

Кроме того, в отношении мировых судей ограничения и обязанности антикоррупционного характера установлены также Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Поэтому при подготовке на основе предлагаемой законодательной инициативы проекта федерального закона представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, чтобы предусмотреть в нем также положение, указывающее на то, что на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей распространяются ограничения и обязанности, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.