Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–680 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона „Об основах приграничного сотрудничества“

Подготовлен Парламентом Кабардино-Балкарской Республики


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–680
«О внесении изменения в статью 12 Федерального закона „Об основах приграничного сотрудничества“ (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.

Проектом законодательной инициативы предлагается исключить указание на то, что опубликованию подлежат именно «подписанные» соглашения о приграничном сотрудничестве муниципальных образований. Данное изменение в Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» (далее – Федеральный закон), по мнению авторов проекта законодательной инициативы, направлено на уточнение стадии опубликования соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований, расположенных на территориях приграничных субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, по тексту проекта законодательной инициативы необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона обязательным условием вступления соглашения в силу является его регистрация.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» государственная регистрация соглашений производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и является обязательным условием вступления соглашений в силу для субъекта Российской Федерации.

Исходя из смысла пункта 4, подпункта «а» пункта 6 Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 552, государственной регистрации подлежат только подписанные соглашения. Следовательно, опубликование соглашения не является обязательным условием вступления его в силу. По сути, опубликование носит, в данном случае, информационный характер.

Исходя из этого, предлагаемое авторами законопроекта внесение изменения в часть 5 статьи 12 Федерального закона не решает поднятую ими проблему момента опубликования соглашения, т. к. данная стадия не влияет на вступление соглашения в силу и может быть, как представляется, осуществлена как после подписания соглашения, так и после его регистрации.

В целом, представляется, что внесение каких‑либо уточняющих изменений в указанную норму может быть признано целесообразным только в том случае, если анализ наработанной правоприменительной практики выявит действительное наличие юридически значимых проблем в этой сфере.

На основании изложенного выше Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.