Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–700 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Пермского края


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–700 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Разработчиками проекта отмечается, что положениями статьи 271 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) не определен порядок взаимодействия старосты сельского населенного пункта, назначенного представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный населенный пункт, с территориальным общественным самоуправлением и органами территориального общественного самоуправления в случае их создания в сельском населенном пункте.

В связи с этим проектом предлагается дополнить статью 27 Федерального закона № 131-ФЗ новой частью 91, предусматривающей закрепление в уставе территориального общественного самоуправления, созданного в границах сельского населенного пункта, порядка взаимодействия территориального общественного самоуправления со старостой сельского населенного пункта.

Согласно части 11 статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Представляется, что в рамках установления указанного порядка могут быть урегулированы также и вопросы, касающиеся взаимодействия старосты сельского населенного пункта с территориальным общественным самоуправлением и органами территориального общественного самоуправления.

Таким образом, действующим законодательством уже предусмотрена возможность закрепления порядка взаимодействия, при этом авторами проекта законодательной инициативы не приводится аргументов, указывающих на то, что закрепление указанного порядка взаимодействия в уставе должно носить обязательный характер. В этой связи представляется, что предлагаемое изменение является избыточным.

Проектом также предлагается установить, что представительный орган муниципального образования должен проинформировать органы территориального общественного самоуправления о назначении старосты сельского населенного пункта.

Следует отметить, что проект не устанавливает, какими именно способами такое информирование должно осуществляться, что может привести к неоднозначному толкованию указанной нормы на практике.

Кроме того не ясна необходимость установления отдельной процедуры информирования именно для органов территориального общественного самоуправления. Так, соответствующая информация может размещаться, например, на информационных ресурсах представительного органа муниципального образования и являться общедоступной.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 271 Федерального закона № 131-ФЗ староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.

Проектом предлагается конкретизировать данную норму, предусмотрев в ней указание на участие старосты сельского населенного пункта в собраниях, конференциях граждан, непосредственно осуществляющих территориальное общественное самоуправление, а также на участие в работе органов территориального общественного самоуправления.

Представляется, что такое указание является излишним, поскольку действующая норма является общей и не исключает возможности взаимодействия старосты сельского населенного пункта с населением на собраниях и конференциях граждан, непосредственно осуществляющих территориальное общественное самоуправление.

Кроме того следует отметить, что предлагаемое изменение сужает содержание действующей нормы, поскольку исходя из положений статей 29 и 30 Федерального закона № 131-ФЗ собрания и конференции граждан могут проводиться не только в рамках осуществления территориального общественного самоуправления. На практике реализация такого изменения может стать причиной для его неоднозначного толкования.

Данные замечания относятся также к изменениям, которыми предлагается аналогичным образом конкретизировать положения пункта 3 части 6 статьи 271 Федерального закона № 131-ФЗ в части информирования старостой сельского населенного пункта его жителей по вопросам организации местного самоуправления.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.