Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 21 и 263 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статьи 15 и 16 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 21 и 263 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статьи 15 и 16 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (проект № 433488–7), принятый Государственной Думой 24 января 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на уточнение формулировок Федеральных законов от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов в сфере защиты прав коренных малочисленных народов.

Общая формулировка «права национальных меньшинств» изменена на формулировку «права коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств». Таким образом, учтено, что в объем понятия «национальные меньшинства» входит понятие «коренные малочисленные народы».

Вносимые Федеральным законом изменения носят уточняющий характер, при этом новые меры и гарантии защиты указанных прав не устанавливаются.

Следует отметить, что закрепляемая Федеральным законом уточненная формулировка соответствует тому, как указанные выше понятия применяются Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 года № 5-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона „О национально-культурной автономии“ в связи с жалобой граждан А.Х. Дитца и О.А. Шумахер»).

Принятие Федерального закона будет способствовать надлежащему исполнению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов их полномочий в сфере защиты прав коренных малочисленных народов.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 21 и 263 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статьи 15 и 16 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.