Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (проект № 542922–7), принятый Государственной Думой 21 мая 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, направленные на установление порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при принятии решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Федеральным законом вносятся изменения в часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса, согласно которым для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник такого помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наряду с иными документами протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, а также согласие каждого собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение (далее – согласие на перевод). Наряду с этим статья 23 дополняется новой частью 22, в соответствии с которой помещениями, примыкающими к переводимому помещению, признаются те, которые имеют общую стену с переводимым помещением или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Также устанавливается, что согласие на перевод оформляется соответствующим собственником в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление, с указанием персональных данных такого физического лица либо данных юридического лица, а также реквизитов документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.

Федеральным законом часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса дополняется новым пунктом 45, согласно которому принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в статье 45 Жилищного кодекса устанавливаются требования к проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия вышеуказанного решения. Следует отметить, что закон дифференцирует данные требования в зависимости от количества подъездов в многоквартирном доме, что на практике позволит максимально учесть мнение тех собственников, помещения которых непосредственно находятся в подъезде, в котором расположено переводимое помещение. Общее собрание является правомочным (имеет кворум) при соблюдении следующих требований:

при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда участие в собрании должны принять собственники помещений (их представители), обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в том числе собственники помещений, в подъезде которых расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;

при наличии в многоквартирном доме одного подъезда участие в собрании должны принять собственники помещений (их представители), обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Федеральным законом статья 46 Жилищного кодекса дополняется новой частью 12, определяющей порядок принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Решение о согласии на перевод помещения принимается:

большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме, в подъезде которых расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании – при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда;

большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме – при наличии в многоквартирном доме одного подъезда.

Федеральным законом часть 2 статьи 22 Жилищного кодекса дополняется новым предложением, которое конкретизирует требование в части исключения возможности доступа к нежилому помещению после его перевода из жилого помещения с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. Отмечаем, что конкретизация данного требования будет способствовать соблюдению требований безопасности проживания и эксплуатации жилищного фонда и соответствует строительным нормам, согласно которым помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания (СНИП 31–01–2003, принятый и введенный в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 23 июня 2003 года № 109 «Здания жилые многоквартирные»).

Федеральным законом в части 1 и 42 статьи 20 Жилищного кодекса вносятся изменения, согласно которым к компетенции органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля отнесены вопросы соблюдения порядка осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме с возможностью проведения внеплановой проверки в случае выявления фактов нарушений такого порядка.

Принятие Федерального закона будет способствовать соблюдению законных интересов собственников жилых помещений в многоквартирных домах, максимальному учету мнения собственников помещений в таких домах при принятии решения об изменении целевого назначения жилого помещения одним из собственников, а также снижению количества судебных споров по этим вопросам.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».