Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ (проект № 662059–7), принятый Государственной Думой 16 июля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся изменения, направленные на установление гарантии защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.

Федеральным законом часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса дополняется положением, согласно которому правом взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги обладает только наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Жилищным кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом устанавливается, что указанные лица не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, а заключенный в этом случае договор об уступке такого права (требования) считается ничтожным.

Наряду с этим положениями новых частей 18 и 19 статьи 155 Жилищного кодекса допускается уступка указанного права (требования) только вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанные лица в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора уступки права (требования) обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности. До предоставления уведомления об уступке права (требования) по возврату данной задолженности собственники (наниматели) помещений в многоквартирном доме вправе не исполнять обязательство по ее погашению указанным лицам.

Часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса дополняется положением, согласно которому каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме. Введенная новация направлена на недопущение формирования негативной практики включения в договоры управления многоквартирными домами положений, устанавливающих солидарную обязанность (ответственность) собственников помещений в многоквартирном доме по оплате жилищно-коммунальных услуг, что в соответствии с пунктом 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет управляющим организациям предъявлять требование по погашению возникшей задолженности ко всем собственникам помещений в таком многоквартирном доме.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“.