Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию и повышению эффективности управления
в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 759565–7), принятый Государственной Думой 20 ноября 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральные законы: от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ), от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“.

Федеральный закон направлен на уточнение задач и функций единого института развития в жилищной сфере (далее — единый институт развития), обеспечение его финансовой устойчивости, уточнение механизмов осуществления им отдельных видов деятельности.

1. Федеральным законом предусматривается ряд новых задач единого института развития, в том числе развитие рынка найма (аренды) гражданами (юридическими лицами) помещений, предназначенных для проживания, и развитие городской среды.

2. Из перечня предусмотренных задач единого института развития исключаются такие задачи, как содействие обеспечению земельных участков, предоставленных для жилищного или иного строительства, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктур, стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создание условий для их использования в жилищном строительстве и ряд других задач.

3. Федеральным законом корректируется перечень информации, включаемой в годовой отчет единого института развития, а именно: из состава годового отчета единого института развития исключается годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций единого института развития.

В соответствии Федеральным законом годовой отчет единого института развития, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций единого института развития подлежат размещению на официальном сайте единого института развития в сети «Интернет» до 1 сентября года, следующего за отчетным.

4. Федеральным законом уточняются положения о порядке составления консолидированной финансовой отчетности единого института развития.

Также предусматривается направление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности единого института развития в постоянно действующий совещательный орган, образованный Правительством Российской Федерации в целях рассмотрения вопросов обеспечения стабильности финансовой системы, выявления системных рисков и разработки предложений о мерах, направленных на снижение таких рисков (далее — Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности).

5. Федеральным законом предусматривается требование о соблюдении единым институтом развития нормативов финансовой устойчивости (далее — нормативы).

К таким нормативам относятся норматив достаточности собственных средств (капитала), норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и норматив финансового рычага.

В Федеральном законе устанавливаются числовые значения указанных нормативов.

Нормативы рассчитываются единым институтом развития ежеквартально на дату составления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности.

Предусматривается, что единый институт развития не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям или выплачивать объявленные дивиденды, если на день принятия такого решения или осуществления выплаты не соблюдается хотя бы один из нормативов либо выплата дивидендов приведет к несоблюдению хотя бы одного из нормативов.

6. Федеральным законом вводится обязанность единого института развития проводить стресс-тестирование достаточности собственных средств (капитала) не реже одного раза в год и стресс-тестирование достаточности своих ликвидных активов не реже одного раза в шесть месяцев.

7. Федеральным законом предусматривается, что в случае несоблюдения единым институтом развития нормативов, а также в случае признания Национальным советом по обеспечению финансовой стабильности результатов стресс-тестирований неудовлетворительными, единый институт развития обязан разработать план обеспечения своей финансовой устойчивости и представить указанный план Национальному совету по обеспечению финансовой стабильности для его утверждения.

Единый институт развития в жилищной сфере обязан соблюдать план обеспечения своей финансовой устойчивости.

Предусматривается положение о том, что единый институт развития обязан представлять Национальному совету по обеспечению финансовой стабильности отчет о соблюдении нормативов, результаты проведения стресс-тестирования, результаты проверки независимыми экспертами модели количественной оценки кредитного риска, на основании которой осуществляется расчет норматива достаточности собственных средств (капитала).

8. В целях реализации указанных положений о нормативах финансовой устойчивости, проведении единым институтом развития стресс-тестирования Правительство Российской Федерации наделяется рядом полномочий, в том числе по установлению методики расчета нормативов, методики и порядка проведения единым институтом развития стресс-тестирования, утверждению порядка осуществления контроля за соблюдением единым институтом развития плана обеспечения своей финансовой устойчивости.

9. В целях создания наемных домов, иных объектов, помещения в которых предназначены для проживания граждан, или в иных целях жилищного строительства Федеральным законом предусматривается возможность передачи земельных участков единого института развития в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа в безвозмездное пользование организациям единого института развития.

При этом организация единого института развития не вправе передавать свои права и обязанности по договору безвозмездного пользования земельным участком третьему лицу.

10. Федеральным законом предусматривается возможность внесения Российской Федерацией на основании решений межведомственного коллегиального органа земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве вклада
в имущество единого института развития, не увеличивающего его уставный капитал.

11. В целях унификации порядка передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, Федеральным законом устанавливается единый срок передачи таких полномочий, равный трем годам.

12. Федеральным законом вносятся изменения, предоставляющие единому институту развития право при осуществлении агентских полномочий осуществлять реконструкцию, капитальный и (или) текущий ремонт объектов недвижимости, расположенных на земельных участках единого института развития, и отнести связанные с этим расходы к затратам агента.

13. Предусматривается возможность безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность земельных участков единого института развития, занятых находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности объектами недвижимого имущества.

14. Федеральным законом исключаются из Федерального закона № 161-ФЗ положения, регламентирующие проведение аукционов для строительства стандартного жилья с условием о понижении цены (так называемые «голландские» аукционы).

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».