Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (проект № 809009–7), принятый Государственной Думой 18 декабря 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон вводит дополнительные механизмы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, обеспечивающие соблюдение жилищных прав граждан.

Федеральным законом вносятся комплексные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ).

Федеральным законом конкретизируются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. При этом к полномочиям органов местного самоуправления отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, а также признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или в собственности субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливаются дополнительные положения об обеспечении жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, при изъятии таких помещений и земельных участков под многоквартирными домами:

при определении размера возмещения за жилое помещение в него включается рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями переселяемых собственников жилых помещений при условии, если такое помещение является для них единственным и если у них отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения, находящиеся в собственности, занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право исключительно на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения;

в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления;

гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут предоставляться жилые помещения маневренного фонда в целях временного проживания до завершения с ними расчетов либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.

Следует отметить вводимую Федеральным законом норму, согласно которой в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставлен в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке федеральному государственному органу, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственным ему предприятиям (учреждениям), а также расположен на территории обособленного или закрытого военного городка, изъятие земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется для государственных нужд в установленном порядке. Таким образом, признание расположенных на территориях военных городков многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции, а также дальнейшее изъятие каждого жилого помещения, осуществляется в установленном порядке соответствующим федеральным государственным органом.

Изменения, вносимые в Федеральный закон № 185-ФЗ, направлены на установление возможности предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) органам государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мер поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, по обеспечению их жилыми помещениями и соблюдению их жилищных прав.

Федеральным законом предусмотрены положения об особенностях предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Федеральным законом устанавливаются положения, предусматривающие возможность расходования средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на следующие цели:

приобретение для переселяемых из аварийного жилищного фонда граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки;

строительство многоквартирных домов и домов блокированной застройки для целей последующего предоставления переселяемым из аварийного жилищного фонда гражданам жилых помещений по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда, договору мены;

выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения;

предоставление гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений;

предоставление гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений, включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанной субсидии только в отношении одного жилого помещения;

предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, и (или) договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение соответствующих обязательств.

Наряду с этим Федеральным законом вводится принципиальное условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, направленное на строго целевое использование земельных участков под расселенными аварийными домами. На освободившемся земельном участке допускается исключительно размещение объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройство мест для занятий спортом, физической культурой, пешими прогулками, парков, садов и скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или при реализации договора о развитии застроенной территории. В случае нарушения этого условия предоставленная финансовая поддержка Фонда подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение условия их дальнейшего использования.

Федеральным законом дополняются полномочия Фонда по выполнению функций агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон будет способствовать достижению целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, указанных в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».