Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1099901–7), принятый Государственной Думой 23 ноября 2021 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся взаимосвязанные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предусматривающие осуществление одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здания, сооружения, для строительства которых необходимо получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, на основании заявления, направленного органом, принявшим решение о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в орган регистрации прав.

Согласно Федеральному закону данная новация не распространяется на многоквартирный дом и иной объект недвижимости, создание которого осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; многоквартирный дом, созданный жилищно-строительным кооперативом; объект недвижимости, созданный с привлечением средств нескольких лиц, в отношении которого на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом не достигнуто соглашение о возникновении прав на созданные здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места.

Федеральным законом предусматривается возможность регистрации на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию прав на здание, сооружение не только застройщика, но и лица, принявшего по договору с застройщиком участие в финансировании строительства объекта в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности.

Федеральным законом расширяется закрепленный в статье 55 Градостроительного кодекса перечень информации, подлежащей указанию в заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В указанном заявлении, в том числе подлежат указанию сведения об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, а также адрес электронной почты для связи с застройщиком, иным лицом, в случае, если строительство, реконструкция здания, сооружения осуществлялось с привлечением средств указанных лиц.

Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по определению случаев, при которых замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства может осуществляться в рамках капитального ремонта зданий, сооружений, а не реконструкции указанных объектов.

Также Федеральным законом уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочием по утверждению формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.

В тексте Федерального закона учтены подготовленные сенаторами Российской Федерации А.А. Шевченко, Д.Г. Кузьминым, Д.В. Гусевым поправки.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».