Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменения в статью 161 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (проект № 1119530–6), принятый Государственной Думой 15 марта 2017 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования действий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Согласно действующей редакции пункта 18 статьи 161 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно, при этом решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Принятым Федеральным законом в указанную норму Федерального закона № 184-ФЗ внесено изменение, устанавливающее случаи, при которых не требуется проведение консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации перед принятием законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, а именно, случаи:
— смерти уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации;
— признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
— вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
— его выезда за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;
— утраты им гражданства Российской Федерации.
Комитет считает внесенное Федеральным законом изменение логичным и обоснованным, поскольку таким образом исключается необходимость проведения консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в тех случаях, когда иное решение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято быть не может, так как невозможны альтернативные варианты проекта решения, и отсутствует смысл проведения указанных консультаций.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 161 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.