Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (проект № 768237–6), принятый Государственной Думой 24 марта 2017 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся изменения, касающиеся правового статуса городского округа.

В частности, Федеральным законом изменяется закрепленное в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) понятие городского округа и вводится понятие административного центра городского округа.

Городской округ определяется как один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В качестве административного центра городского округа устанавливается населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган городского округа.

Также Федеральным законом в статью 11 Федерального закона № 131-ФЗ вносятся изменения, которыми закрепляются правила определения границ городского округа. Границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, часть 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ дополняется пунктом 31, согласно которому к территории городского округа относятся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, а также земли для развития городского округа.

Статья 12 Федерального закона № 131-ФЗ дополняется частью 22, устанавливающим, что изменение границ городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Федеральным законом в часть 31 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие возможность объединения всех поселений, входящих в муниципальный район, с городским округом. Указанное объединение осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. При этом поселение, объединенное с городским округом, а также муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивают статус муниципальных образований.

Также Федеральным законом изменяются положения частей 7 и 72 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ в части порядка выражения согласия населения на изменение статуса городского и сельского поселений. В соответствии с указанными положениями в редакции Федерального закона такое согласие выражается не путем голосования жителей указанных муниципальных образований (по правилам, установленным для местного референдума), а путем принятия решений представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.