Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ (проект № 906916–6), принятый Государственной Думой 26 мая 2017 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Проект федерального закона № 906916–6 был принят Государственной Думой в первом чтении с наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“. Во втором чтении указанный проект федерального закона был принят с новым наименованием „О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“.

Также на этапе второго чтения была исключена предлагавшаяся в проекте федерального закона норма о наделении Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению распределения средств федерального бюджета на жилищные субсидии по субъектам Российской Федерации вместо установленного статьей 8 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) правила об утверждении такого распределения федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Федеральным законом корректируются положения о порядке определения очередности предоставления жилищных субсидий.

Согласно части второй статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную категорию граждан).

Федеральным законом устанавливается правило, в соответствии с которым при возникновении у гражданина права на переход в категорию граждан, к которой он относился до изменения условий, на основании которых гражданин был поставлен на учет в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, восстанавливается его первоначальная очередность для данной категории граждан.

Эта норма направлена на восстановление очередности в тех случаях, когда гражданам, относящимся к первой категории (инвалиды I и II групп, инвалиды с детства), устанавливается инвалидность III группы, а с течением времени – вновь устанавливается инвалидность II группы.

Федеральным законом корректируются положения части четвертой статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ об уменьшении размера предоставляемой жилищной субсидии в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности.

Устанавливается, что размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата. Эта норма будет способствовать установлению единообразной правоприменительной практики.

Федеральным законом определяется, что в вышеуказанном случае размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение), либо в случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату – на величину инвентаризационной стоимости жилого помещения.

Федеральный закон будет способствовать повышению эффективности использования средств федерального бюджета при предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также повышению социальной защищенности отдельных групп граждан при определении очередности предоставления им жилищных субсидий.

Федеральный закон в соответствии с пунктом «в» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“.