Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (проект № 58972–7), принятый Государственной Думой 7 июля 2017 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

Федеральным законом в пункт 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ вносится изменение, согласно которому в случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района одного депутата.

Также Федеральным законом уточняется, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, проводятся в сроки, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий).

Аналогичный срок избрания предусматривается Федеральным законом и в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

При этом Федеральным законом закрепляется, что если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, избрание нового главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется представительным органом следующего созыва на первом его заседании, а избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, — в течение трех месяцев со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Федеральным законом устанавливается, что требование о вступлении в силу изменений и дополнений, внесенных в уставы муниципальных образований и изменяющих структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления, после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего соответствующий муниципальный правовой акт, не распространяется на случаи приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами.

Помимо прочего, Федеральным законом предусматривается, что в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, изменения и дополнения в устав такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением, изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Также Федеральным законом упорядочиваются способы принятия муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования (решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан), либо отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) муниципального образования и подписанным главой муниципального образования), а механизм изложения устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений заменяется на принятие нового устава.

Следует отметить, что Федеральным законом в статью 44 Федерального закона № 131-ФЗ, исходя из формулировки нормы, по сути, вводится понятие «председатель схода граждан», в то время как в части 5 статьи 25 Федерального закона № 131-ФЗ используется формулировка, согласно которой «на сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан». Полагаем возможным отметить, что тождественность понятий «председательствующий на сходе граждан» и «председатель схода граждан» вызывает сомнения.

Федеральным законом в перечень муниципальных нормативных правовых актов, которые вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), включаются акты, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование. Аналогичное правило распространяется на соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления. Указанные изменения вносятся в статью 47 Федерального закона № 131-ФЗ (»Вступление в силу муниципальных правовых актов»).

Принимая во внимание, что статья 43 Федерального закона № 131-ФЗ не включает соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, в систему муниципальных правовых актов, полагаем возможным отметить, что вопросы официального опубликования (обнародования) и вступления в силу указанных соглашений не относятся к предмету регулирования статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ.

Федеральным законом также предусматривается ряд юридико-технических уточнений, направленных на совершенствование текста Федерального закона № 131-ФЗ.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.