Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» (проект № 17302–7), принятый Государственной Думой 22 ноября 2017 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на совершенствование норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих вопросы досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, а также вопросы оспаривания соответствующих решений.

В настоящее время нормами Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в случае, если избранный на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть назначены, а представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании главы муниципального образования соответственно, до вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования возможно не только в случае удаления его в отставку, но и в случае его отрешения от должности путем издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) соответствующего правового акта об отрешении.

Однако в случае судебного обжалования указанного акта, ограничение по назначению досрочных выборов главы муниципального образования или принятию представительным органом муниципального образования решения об избрании главы муниципального образования до вступления в силу соответствующего решения суда не предусмотрено.

Федеральным законом устанавливается, что в случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, обжалует в судебном порядке данный правовой акт, выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, не могут быть назначены, а представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, до вступления решения суда в законную силу.

Федеральным законом также внесены корреспондирующие изменения в нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующие производство по административным делам об оспаривании решений должностных лиц, а также производство в суде апелляционной инстанции.

Данные изменения имеют своей целью установление гарантий реализации конституционного права на судебную защиту интересов лица, в отношении которого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издан правовой акт об отрешении от должности.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».