Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 133118–7), принятый Государственной Думой 22 декабря 2017 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносится ряд корреспондирующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и еще 13 федеральных законов.

Федеральным законом предусматриваются следующие изменения.

1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам определенных законодательством о градостроительной деятельности документов в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и с учетом положений Градостроительного кодекса предусмотрено проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.

Следует отметить, что при подготовке проекта федерального закона № 133118–7 ко второму чтению была откорректирована первоначальная редакция текста законопроекта, которая предусматривала отказ от такой формы общественного контроля, как публичные слушания, участие в которых предполагает личное присутствие, и переход к общественным обсуждениям, проведение которых возможно с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Установлен круг лиц, имеющих возможность участвовать в общественных обсуждениях и публичных слушаниях по проектам определенных законодательством о градостроительной деятельности документов.

В частности, в отношении проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, проектов межевания территории, проектов правил благоустройства территорий, проектов, предусматривающих внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, участниками общественных обсуждений и публичных слушаний будут граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, а также правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Кроме того, при проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, а также по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их участниками помимо обозначенных выше лиц могут быть также граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты; правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства; граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты; в определенных Градостроительным кодексом случаях также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

3. Закреплены процедуры проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, каждая из которых состоит из ряда последовательно совершаемых этапов, которые начинаются с оповещения о начале проведения соответствующих мероприятий и заканчиваются подготовкой и опубликованием заключения о его результатах.

4. Установлены сроки проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, которые варьируются в зависимости от выносимого на обсуждение проекта документа от одного до трех месяцев.

При этом при проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, а также на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расходы, связанные с организацией и проведением указанных мероприятий, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

5. Закреплено обязательное рассмотрение организатором общественных обсуждений и публичных слушаний замечаний и предложений, поступивших надлежащим порядком (через официальный сайт или информационные системы, в письменной или устной форме в ходе проведения собрания, в письменной форме в адрес организатора мероприятия, через запись в книге учета посетителей экспозиции).

6. Установлена обязанность предоставления участниками общественных обсуждений и публичных слушаний сведений о себе в целях личной идентификации. При этом обработка персональных данных участников осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Предложения и замечания участников общественных обсуждений и публичных слушаний не подлежат рассмотрению в случае выявления факта представления недостоверных сведений о себе.

Перечень участников общественных обсуждений и публичных слушаний, включающий сведения о них, подлежит приложению к протоколу мероприятия.

7. Предусмотрена обязательность в период проведения экспозиции осуществления консультирования посетителей экспозиции и распространения информационных материалов о проекте, которое осуществляется представителями уполномоченного на проведение мероприятия органа местного самоуправления.

8.Устанавливается, что положения Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не распространяются на общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

При принятии Федерального закона учтены замечания, изложенные в отзыве Комитета на проект федерального закона № 133118–7, а также поправки члена Совета Федерации С.М. Киричука к указанному проекту.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Переходными положениями Федерального закона устанавливается, что положения законодательных актов, измененные Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – городов федерального значения, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом (в редакции изменений, внесенных рассматриваемым Федеральным законом), но не позднее 1 июля 2018 года.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».