Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 155717–7), принятый Государственной Думой 22 декабря 2017 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на комплексное регулирование вопросов благоустройства территории муниципальных образований и предусматривает следующие изменения.

Федеральным законом определяется ряд понятий, относящихся к сфере благоустройства. Так, в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вместо понятия «благоустройство территории поселения (городского округа)» вводится понятие «правила благоустройства территории муниципального образования», а в Градостроительный кодекс Российской Федерации вводятся понятия «благоустройство территории», «прилегающая территория» и «элементы благоустройства».

Федеральным законом к вопросам местного значения поселений, городских округов и внутригородских районов в сфере благоустройства относятся утверждение правил благоустройства территории соответствующего муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением, а также организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами.

Также Федеральным законом устанавливается, что утверждение правил благоустройства территории относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Федеральный закон № 131-ФЗ дополняется новой статьей 451, закрепляющей перечень вопросов, который может быть урегулирован правилами благоустройства территории. К таким вопросам относятся, в частности, вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий и вопросы определения порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Также указанной статьей устанавливается, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.

Кроме того, благоустройство территории исключается из предмета регулирования ряда статей Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающих требования в области охраны окружающей среды при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также требования при размещении, проектировании, реконструкции поселений.

Помимо прочего, в статье 5525 Градостроительного кодекса предусматривается обязанность лица, ответственного за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. Согласно изменениям, вносимым в Федеральный закон № 131-ФЗ, порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».