Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (проект № 207460–7), принятый Государственной Думой 23 марта 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, направленные на установление системы прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.

Федеральным законом вводится новая статья 1572 Жилищного кодекса, определяющая порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор). Коммунальные услуги предоставляются в соответствии с заключенными каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договорами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающими организациями, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором (далее – договоры, содержащие положения о предоставлении или оказании коммунальных услуг) в следующих случаях:

1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договоров, содержащих положения о предоставлении или оказании коммунальных услуг.

При этом согласно пункту 1 части 7 статьи 1572 Жилищного кодекса договор считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме с даты, определенной в решении общего собрания. Однако, такой срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца, по решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора;

2) при прекращении заключенных управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее – управляющая организация) договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (далее – договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – договоры, заключенные с управляющей организацией) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора от исполнения данных договоров при наличии у управляющей организации признанной ею или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по оплате предоставленных ресурсов или услуг в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по их оплате;

3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором заключены договоры, содержащие положения о предоставлении или оказании коммунальных услуг, на основании решения общего собрания о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Таким образом, Федеральным законом определено, что переход на новый вид договоров, содержащих положения о предоставлении или оказании коммунальных услуг, в большинстве случаев осуществляется на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая наличия задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором.

Федеральным законом устанавливается, что договор, содержащий положения о предоставлении или оказании коммунальных услуг, между собственником помещения и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Федеральным законом устанавливается обязанность ресурсоснабжающей организации, регионального оператора уведомить собственников помещений в многоквартирном доме, управляющую организацию, орган государственного жилищного надзора об одностороннем отказе от исполнения договоров, заключенных с управляющей организацией. По истечении тридцати дней с момента такого уведомления договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается прекращенным полностью, а договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В целях непрерывного обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме коммунальными ресурсами и услугами в этом случае Федеральным законом закрепляется положение о том, что договоры, содержащие положения о предоставлении или оказании коммунальных услуг, заключаются со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно при прекращении действия договоров, заключенных с управляющей организацией.

Федеральным законом устанавливается, что при заключении между собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором договоров, содержащих положения о предоставлении или оказании коммунальных услуг, плата за коммунальные услуги вносится соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору. При этом управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, если такая информация не передается напрямую ресурсоснабжающим организациям и региональному оператору.

Федеральным законом устанавливаются иные требования к управляющим организациям при переходе собственников на новый вид договоров. Так, управляющая организация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязана:

обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг;

осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме;

принимать от собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги;

осуществлять взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором при рассмотрении поступивших обращений, проведении проверки изложенных в них фактов, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений;

обеспечить ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно осуществлять приостановку или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Федеральным законом вносится изменение в часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа управления таким домом, решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения орган местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) устанавливает размер платы за содержание жилого помещения, а также предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральным законом вносится изменение в часть 23 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми к полномочиям главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации отнесено направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.

Федеральным законом устанавливаются переходные положения, в соответствии с которыми:

до утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, содержащих положения о предоставлении или оказании коммунальных услуг, условия договоров определяются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354;

в случае представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме платежных документов (в том числе в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) управляющей организацией для внесения платы за коммунальные услуги за период после прекращения договоров индивидуального ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, такие организации обязаны уплатить собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме штраф в двукратном размере суммы, подлежащей уплате.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».