Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (проект № 241555–7), принятый Государственной Думой 24 января 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на совершенствование порядка изъятия полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – переданные полномочия).

Федеральным законом предусматривается, что федеральные законы, на основании которых соответствующие полномочия передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок изъятия переданных полномочий в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также Федеральным законом устанавливается, что изъятие переданных полномочий возможно в случаях, если осуществление их федеральными органами исполнительной власти на территории соответствующих субъектов Российской Федерации необходимо для реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства, реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; если такие полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией; если на территории субъекта Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом определяется, каким нормативным правовым актом (Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации соответственно в зависимости от того, кто осуществляет руководство деятельностью конкретного федерального органа исполнительной власти) осуществляется изъятие переданных полномочий. В случае, если переданные полномочия были делегированы законами субъекта Российской Федерации на муниципальный уровень, то их осуществление органами местного самоуправления прекращается со дня вступления в силу решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также Федеральным законом устанавливается процедура изъятия переданных полномочий в конкретных случаях: при наличии представления (предложения) уполномоченного федерального органа исполнительной власти; на основании мотивированного обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; совместного обращения руководителя федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Изъятие переданных полномочий осуществляется на срок устранения нарушений, ликвидации чрезвычайной ситуации, решения иных установленных законодательством задач, но не более чем на два года. Изъятые полномочия осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением.

Федеральным законом предусматривается, что изъятие переданных полномочий влечет со дня вступления в силу решения об изъятии прекращение предоставления субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в месячный срок. Имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации и необходимое для осуществления переданных полномочий, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность.

Проект федерального закона № 241555–7 ко второму чтению был дополнен положениями, предусматривающими, что в случае передачи полномочий федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации (и в обратном порядке), правовые акты, регулирующие соответствующие правоотношения, действуют до вступления в силу новых правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых после передачи соответствующих полномочий.

Также в проект федерального закона № 241555–7 были включены положения, устанавливающие, что федеральные законы, предусматривающие передачу соответствующих полномочий, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона) до 1 июня 2019 года.

До приведения указанных федеральных законов в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий будет устанавливаться нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере указанных полномочий, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.