Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 302153–7), принятый Государственной Думой 26 июля 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон вносит изменения в Градостроительный, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном (подсобном) хозяйстве», от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) и другие федеральные законы.

Федеральный закон содержит нормы об индивидуальном жилищном строительстве, о государственном строительном надзоре, об экспертизе проектной документации, о сносе объектов капитального строительства, о самовольных постройках.

Федеральным законом в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) вводится новое определение объекта индивидуального жилищного строительства. Таким объектом является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Федеральным законом устанавливаются единые требования к строительству объектов индивидуального жилищного строительства (жилых домов) на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

Федеральным законом предусматривается уведомительный порядок начала и окончания строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. При этом закрепляется положение о том, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Дополнениями в Федеральный закон от 13 июля
2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство, возлагается обязанность по окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома направлять в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на возведенный объект.

Федеральным законом регулируются отношения в сфере сноса объектов капитального строительства. Градостроительный кодекс дополняется новой главой 64 «Снос объектов капитального строительства», предусматривающей порядок осуществления сноса объектов, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Федеральным законом предусматриваются положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства, в саморегулируемых организациях в области строительства. На деятельность указанных лиц распространяется глава 61 Градостроительного кодекса «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства». Вместе с этим, Федеральным законом предусматривается закрытый перечень случаев, в которых для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства членство в саморегулируемых организациях в области строительства не требуется.

Существенной новацией Федерального закона являются нормы об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, о прекращении права пожизненного наследуемого владения, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, о прекращении права аренды земельного участка, на котором находится самовольная постройка, не снесенная либо не приведенная в соответствие с обязательными требованиями лицом, которое ее возвело, в срок, предусмотренный решением о сносе.

Федеральный закон возлагает на орган местного самоуправления обязанность снести самовольную постройку в случае, если не были выявлены лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, и земельный участок не передан новому правообладателю.

Федеральным законом предусматриваются особенности рассмотрения судом дел о сносе самовольных построек.

С учетом новых положений Градостроительного кодекса об уведомительном порядке начала и окончания строительства объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, сносе самовольных построек Федеральным законом уточняются вопросы местного значения городского поселения, городского округа, муниципального района, предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ, а также полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом № 184-ФЗ.

Федеральным законом расширяется предмет государственного строительного надзора. В частности, предусматривается полномочие органов государственного строительного надзора по проведению проверок объектов капитального строительства, в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется, но имеется поступившая в органы государственного строительного надзора информация о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами.

В части некоторых объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе в обязательном порядке, Федеральный закон устанавливает требование о проведении экспертизы проектной документации в случае, если указанные объекты относятся к объектам массового пребывания граждан (например, отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности). Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».