Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ (проект № 96211–7), принятый Государственной Думой 24 мая 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон уточняет норму Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) в части определения понятия муниципальной услуги.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в главе 3 помимо полномочий по решению вопросов местного значения устанавливает также права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения (статьи 141, 151, 161, части 41 и 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ).

Указанные права органов местного самоуправления имеют особую правовую природу, поскольку не относятся ни к собственным полномочиям по решению вопросов местного значения, ни к отдельным государственным полномочиям, переданным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона, органами местного самоуправления отмечаются трудности, связанные с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых в рамках реализации вышеуказанных прав муниципальных образований, поскольку такие услуги не подпадают ни под понятие муниципальных, ни под понятие государственных услуг, которые установлены Федеральным законом № 210-ФЗ.

В связи с этим возникают и другие вопросы, например, связанные с утверждением административных регламентов по предоставлению услуг. Имеется неопределенность в том, кем именно – органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления должны утверждаться соответствующие административные регламенты.

Федеральным законом уточняется, что муниципальной услугой является также деятельность по реализации функций органа местного самоуправления которая осуществляется в пределах:

предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения;

прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами;

прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Указанное изменение устранит имеющуюся неопределенность, увязав установленные полномочия с деятельностью по предоставлению услуг в рамках их реализации.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“.