Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (проект № 330172–7), принятый Государственной Думой 10 октября 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) правом инициировать проведение публичных слушаний обладают: население, представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Таким образом, возможность инициирования проведения публичных слушаний у главы местной администрации имеется только в том случае, если он одновременно является главой муниципального образования. Глава местной администрации, назначенный по контракту, такого права не имеет.

Федеральный закон наделяет главу местной администрации, назначенного по контракту, указанным правом.

Следует отметить, что вынесение проекта муниципального нормативного правового акта, разработанного местной администрацией, на публичные слушания позволяет выявить отношение населения к соответствующему вопросу, что, в свою очередь, повышает уровень гласности деятельности органов местного самоуправления.

Федеральным законом также вносится изменение в статью 2 Федерального закона № 131-ФЗ, которым уточняется понятие «лицо, замещающее муниципальную должность». Указанное изменение предполагает, что члены избирательной комиссии муниципального образования будут относиться к лицам, замещающим муниципальную должность, только в том случае, если они работают в данной избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе.

Федеральным законом также предусматривается, что уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования определяется порядок организации и проведения публичных слушаний по всем вопросам, а не только по тем, вынесение которых на публичные слушания является обязательным.

Реализация Федерального закона будет способствовать повышению активности применения органами местного самоуправления публичных слушаний.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.