Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 579314–7 «О внесении изменений в статьи 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части установления единого обоснованного размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений многоквартирных домов)

Внесен Парламентом Республики Северная Осетия – Алания


Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона (далее – проект) направлен на установление единого обоснованного размера платы за содержание жилого помещения для жителей многоквартирных домов, проживающих в одном субъекте Российской Федерации, что, по мнению разработчиков, будет соответствовать принципам социальной и экономической справедливости.

Проектом предлагается внести изменения в часть 3 статьи 156 и изложить в новой редакции часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым полномочия органов местного самоуправления по установлению размера платы за содержание жилого помещения, а также предельного индекса изменения размера такой платы в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом и решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, предлагается передать органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. При этом, размер платы за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт определяется либо на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса), либо – в составе обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в порядке, установленном органами управления таких объединений собственников (часть 5 статьи 155 Жилищного кодекса). Таким образом, в соответствии с концепцией жилищного законодательства собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер своих расходов на жилищные услуги.

Наряду с этим жилищным законодательством предусмотрены случаи, при которых размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса орган местного самоуправления устанавливает размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее – наниматели жилых помещений), а также собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом и решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Необходимо отметить, что исполнение органом местного самоуправления полномочия по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, обусловлено полномочием по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирным домом в случаях, установленных частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса. При этом, в соответствии с Порядком проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, основным требованием к победителю такого конкурса является выполнение им наибольшего по стоимости объема работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с тем размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, который установлен органом местного самоуправления – организатором конкурса. Также следует отметить, что согласно методическим рекомендациям, утвержденным Минстроем России 6 апреля 2018 года № 213/пр, определение размера такой платы может осуществляться по типам многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.

Таким образом, предлагаемая новация не соответствует заявленной цели предлагаемого правового регулирования в той части, в которой она направлена на установление единого размера платы за содержание жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации, поскольку расширяет перечень лиц, устанавливающих размер такой платы. Также предложение проекта не коррелирует с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса, в соответствии с которой орган местного самоуправления для проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирным домом уполномочен определить размер платы за содержание жилого помещения для отбора победителя конкурса.

Следует отметить, что концепция представленного проекта рассматривалась Комитетом ранее в качестве проекта законодательной инициативы № 7–570 «О внесении изменений в статьи 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации», подготовленного Парламентом Республики Северная Осетия – Алания, и не поддерживалась. По итогам рассмотрения этого проекта Комиссией Совета законодателей Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству было вынесено отрицательное заключение и обращено внимание субъекта права законодательной инициативы на допущенные ошибки при разработке концепции. Однако внесенный в Государственную Думу проект федерального закона № 579314–7 «О внесении изменений в статьи 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части установления единого обоснованного размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений многоквартирных домов) не доработан с учетом высказанных замечаний.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.