(по вопросу выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации)
Внесен членом Совета Федерации В.П. Лукиным
Проект федерального закона направлен, как указано в пояснительной записке к нему, на развитие демократических норм в избирательном законодательстве и конкуренции на выборах глав субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. При этом установлено, что кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается уменьшить вышеуказанное число муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, необходимое для поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установив его в размере от 1 до 3 процентов муниципальных депутатов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации, а также установить, что кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в половине муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
Считаем, что предлагаемые изменения заслуживают внимания, но при этом нуждаются в существенной дополнительной проработке, в том числе в более аргументированном и детальном обосновании. В частности, предусматриваемое законопроектом снижение так называемого «муниципального фильтра» с 5 – 10 процентов именно до 1 – 3 процентов (числа указанных депутатов и глав муниципальных образований, требуемого для поддержки выдвижения кандидата) в материалах к законопроекту не обосновано.
Предлагаемая законопроектом корректировка требования о количестве муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации, подписи депутатов от которых должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата, также нуждается в дополнительном обосновании.
В целом следует отметить, что общая идея проекта федерального закона, заключающаяся в облегчении правовых условий для выдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, заслуживает внимания и обсуждения, но в предлагаемой редакции представляется преждевременной.
Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» установил, в частности, что при установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей; к таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан и нарушающее равенство общественных объединений перед законом (постановления от 17 ноября 1998 года № 26-П и от 11 июня 2002 года № 10-П, определения от 25 марта 1999 года № 32-О, от 6 июля 2010 года № 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года № 202-О-О и др.).
Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет полагает возможным не поддерживать концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.