Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 592417–7 «О внесении изменений в пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

(по вопросу выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации)

Внесен членом Совета Федерации В.П. Лукиным


Проект федерального закона направлен, как указано в пояснительной записке к нему, на развитие демократических норм в избирательном законодательстве и конкуренции на выборах глав субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. При этом установлено, что кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Проектом федерального закона предлагается уменьшить вышеуказанное число муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, необходимое для поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установив его в размере от 1 до 3 процентов муниципальных депутатов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации, а также установить, что кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в половине муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Считаем, что предлагаемые изменения заслуживают внимания, но при этом нуждаются в существенной дополнительной проработке, в том числе в более аргументированном и детальном обосновании. В частности, предусматриваемое законопроектом снижение так называемого «муниципального фильтра» с 5 – 10 процентов именно до 1 – 3 процентов (числа указанных депутатов и глав муниципальных образований, требуемого для поддержки выдвижения кандидата) в материалах к законопроекту не обосновано.

Предлагаемая законопроектом корректировка требования о количестве муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации, подписи депутатов от которых должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата, также нуждается в дополнительном обосновании.

В целом следует отметить, что общая идея проекта федерального закона, заключающаяся в облегчении правовых условий для выдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, заслуживает внимания и обсуждения, но в предлагаемой редакции представляется преждевременной.

Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» установил, в частности, что при установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей; к таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан и нарушающее равенство общественных объединений перед законом (постановления от 17 ноября 1998 года № 26-П и от 11 июня 2002 года № 10-П, определения от 25 марта 1999 года № 32-О, от 6 июля 2010 года № 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года № 202-О-О и др.).

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет полагает возможным не поддерживать концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.