(в части предоставления субъектам Российской Федерации права не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населенных пунктах, признанных закрывающимися)
Внесен в Государственную Думу депутатами О.А. Бондарь, А.Н. Ищенко, А.А. Кувычко и другими
Согласно пояснительной записки проект федерального закона (далее – проект) направлен на освобождение собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в населенных пунктах, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – многоквартирные дома, капитальный ремонт).
Проектом предлагается внести изменения в статьи 168, 169, 174, 184 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), а также дополнить его новой статьей 1771.
Предлагается установить, что в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территории населенных пунктов, признанных закрывающимися (проектируемое изменение в пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса), а также освободить собственников помещений в таком многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о признании населенного пункта закрывающимся (проектируемый абзац второй части 2 статьи 169).
При этом уточняется, что такие многоквартирные дома не включаются в программу в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, который принимается на основании решения органа государственной власти такого субъекта Российской Федерации о закрытии населенного пункта, согласованного с Правительством Российской Федерации. Одновременно предлагается закрепить полномочие Правительства Российской Федерации на установление оснований и порядка согласования закрытия населенных пунктов.
Поскольку в настоящее время порядок согласования закрытия населенных пунктов установлен только в отношении районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, полярных станций (постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2013 года № 1146), то предлагаемая проектом норма об установлении оснований и порядка согласования решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации о закрытии иных населенных пунктов представляется целесообразной. Однако при этом считаем целесообразным закрепить уточнение о том, что закрывающиеся населенные пункты подлежат расселению.
Полагаем необходимым дополнить проектируемое изменение пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса уточнением о том, что невключение (исключение) таких многоквартирных домов в региональную программу (из региональной программы) осуществляется на дату ее утверждения или актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта. Такое уточнение необходимо для последующего обоснования региональным оператором (владельцем специального счета) размера средств фонда капитального ремонта, подлежащего возврату собственникам помещений в таком многоквартирном доме (проектируемый абзац второй части 2 статьи 174 Жилищного кодекса).
Проектом предлагается установить, что ранее собранные средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений такого многоквартирного дома пропорционально размеру уплаченных ими и предшествующими собственниками соответствующих жилых помещений взносов на капитальный ремонт (проектируемый абзац второй части 2 статьи 174 Жилищного кодекса).
Считаем целесообразным уточнить данную норму, закрепив, что в возвращаемую сумму не включаются средства, израсходованные на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту.
Проектом также предлагается установить, что владелец специального счета или региональный оператор в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, обязаны выплатить собственникам помещений в таком многоквартирном доме средства фонда капитального ремонта пропорционально размерам уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и размерам указанных взносов, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений в многоквартирном доме (проектируемая статья 1771, проектируемый абзац второй статьи 184 Жилищного кодекса);
Поддерживая предложение о закреплении такой обязанности за владельцем специального счета в отдельной статье (проектируемая статья 1771 Жилищного кодекса), обращаем внимание на излишнее дублирование данной обязанности в отношении регионального оператора, поскольку во взаимосвязи с проектируемым абзацем вторым части 2 статьи 174 Жилищного кодекса данная обязанность распространяется и на этот случай статьей 184 Жилищного кодекса.
Отмечаем, что Комитет ранее рассматривал и поддерживал концепции проектов федеральных законов, направленных на решение поставленной проблемы (№ 585426–6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», № 321446–7 «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации „О закрытом административно-территориальном образовании“ и в Федеральный закон „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“).
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.