Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 607247–7 «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статью 3 Федерального закона „О государственной регистрации уставов муниципальных образований“

(по вопросу опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования)

Внесен Волгоградской областной Думой, депутатами Государственной Думы А.А. Носовым, В.Н. Плотниковым, Т.И. Цыбизовой и др.


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект федерального закона № 607247–7 «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статью 3 Федерального закона „О государственной регистрации уставов муниципальных образований“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Действующими положениями части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что проект устава муниципального образования (проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав) должен быть опубликован не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава (внесения в него изменений) с одновременным опубликованием порядка учета предложений по проекту указанного устава (проекту указанного муниципального правового акта), а также порядка участия граждан в его обсуждении.

При этом Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что в случае, если в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законодательных актов субъектов Российской Федерации в целях приведения устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами, опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении не требуется.

Авторами проекта предлагается упростить рассматриваемую процедуру и предусмотреть, что в случае, если в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законодательных актов субъектов Российской Федерации в целях приведения устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами, официальное опубликование (обнародование) проекта соответствующего муниципального правового акта не требуется.

Следует отметить, что положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законодательных актов субъектов Российской Федерации в соответствии с принципом иерархии нормативных правовых актов обладают большей юридической силой по отношению к уставам муниципальных образований, а, следовательно, при несоответствии устава муниципального образования изменившимся положениям федерального или регионального законодательства, принятым в пределах компетенции соответствующих органов государственной власти, подлежат применению нормы федерального или регионального законодательства.

Принимая изложенное во внимание, полагаем, что точное воспроизведение положений указанных нормативных правовых актов в уставе муниципального образования представляет собой по своей сути юридико-техническое приведение устава муниципального образования в соответствие с нормативными правовыми актами. В этих условиях упрощение порядка внесения изменений в устав муниципального образования в объеме, предлагаемом проектом, представляется обоснованным.

Предлагаемые изменения вносились на рассмотрение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению в качестве проекта законодательной инициативы № 7–584 и были доработаны с учетом замечания, изложенного в отзыве Комитета на соответствующий проект законодательной инициативы.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.