Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 611260–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

(в части принятия решения об организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов в многоквартирном доме)

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в статьи 12, 14, 44, 138, 157, 161, 162, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), направленные на создание законодательных условий для организации собственниками помещений в многоквартирном доме раздельного накопления твердых бытовых отходов.

Проектом предлагается дополнить часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса новыми пунктами 45 и 46, согласно которым к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решения об организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов (далее – отходы) с определением порядка и условий накопления отходов, а также места такого накопления;

2) принятие решения о наделении лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, полномочием по согласованию с органом местного самоуправления места раздельного накопления отходов в случаях, когда земельный участок под многоквартирным домом не отнесен к общему имуществу собственников такого дома либо не позволяет организовать место раздельного накопления отходов;

3) принятие решения о прекращении организации накопления твердых коммунальных отходов при помощи мусоропровода.

К компетенции Правительства Российской Федерации предлагается отнести установление порядка организации или согласования места раздельного накопления твердых коммунальных отходов (проектируемые пункт 174 статьи 12, пункт 45 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса), а к компетенции органов местного самоуправления – организацию или согласование места раздельного накопления отходов (проектируемые пункт 94 части 1 статьи 14, части 6 и 7 статьи 165 Жилищного кодекса).

Следует отметить, что частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса установлен различный порядок принятия собственниками на общем собрании решений: 1) большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, 2) более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме либо 3) большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку принятие общим собранием предлагаемых проектом решений повлечет за собой не только изменение сложившихся правил сбора отходов, но и определенные расходы собственников, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменения в часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса, предусматривающего, что данные решения принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Проектом предлагается закрепить обязанность лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам раздельного накопления твердых бытовых отходов. В частности, предлагается:

наделить товарищество собственников жилья обязанностью по организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов (проектируемый пункт 11 статьи 138 Жилищного кодекса);

установить обязанность лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, заключать со специализированными организациями договоры на утилизацию отходов, в состав которых входят полезные компоненты (проектируемая часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса);

установить обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом организовать раздельное накопление отходов в порядке и на условиях, определенных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (проектируемая часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса).

Проектом предлагается закрепить в Жилищном кодексе общие положения об определении размера платы граждан за обращение с твердыми коммунальными отходами. Из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса предлагается исключить указание о том, что расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании нормативов накопления таких отходов, и установить два варианта расчета размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами (проектируемая часть 11 статьи 157 Жилищного кодекса):

исходя из нормативов накопления таких отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

исходя из фактического объема твердых коммунальных отходов (за исключением отходов, в состав которых входят полезные компоненты), передаваемых региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, заключаемым управляющими организациями (лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом).

В этой связи необходимо отметить, что поскольку в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами включена в перечень коммунальных услуг, то по общему правилу части 1 статьи 157 расчет платы должен производиться либо по показаниям приборов учета, либо по нормативам, что соответствует принципу определения индивидуального объема потребления той или иной коммунальной услуги. Предлагаемый же проектом порядок расчета размера платы за эту услугу исходя из фактического объема отходов, собранных в местах их накопления, потребует либо закрепления специального порядка расчета размера платы для каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме, либо перевода данной услуги в перечень жилищных услуг. В случае, если данная услуга вновь будет отнесена к жилищным услугам, расчет размера платы за нее по общему правилу будет осуществляться исходя из площади занимаемого собственником (нанимателем) помещения в многоквартирном доме.

Поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона, отмечаем, что на заседании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления 31 января 2019 года был рассмотрен вопрос о планируемом освобождении граждан от платы за вывоз твердых бытовых отходов, а также о постепенном переходе при расчете размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами от нормативного определения объема отходов к определению фактического объема отходов, что, по прогнозам, существенно снизит тариф для населения и логистические затраты региональных операторов.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.