(в части совершенствования вопросов территориальной организации местного самоуправления)
Внесен депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, В.Б. Кидяевым, И.В. Сапко и др., членами Совета Федерации О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко, В.С. Тимченко, А.А. Салпагаровым
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект федерального закона № 631751–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.
Проект предусматривает введение нового вида муниципального образования (муниципальный округ) и направлен на совершенствование территориальной организации местного самоуправления.
Под муниципальным округом предлагается понимать три и более объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В связи с введением нового вида муниципального образования проектом уточняются критерии, которым должны соответствовать городские округа. В частности, не менее двух третей населения городского округа должны проживать в городах или иных городских населенных пунктах.
Также проектом предусматривается, что в состав территории городского округа могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не превышает размера территорий входящих в состав городского округа городов или иных городских населенных пунктов.
Проектом вводятся новые виды:
1) преобразования муниципальных образований:
— изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа;
— изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа;
2) объединения муниципальных образований:
— объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и последующее наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа (с утратой соответствующим муниципальным районом статуса муниципального образования);
— объединение городского округа с муниципальным округом (с утратой соответствующим городским округом статуса муниципального образования);
3) разделения муниципальных образований:
— разделение муниципального или городского округа, влекущее образование двух и более муниципальных или городских округов;
— разделение муниципального округа, влекущее образование трех и более поселений, которые могут быть включены в состав вновь образованного муниципального района (с утратой соответствующим муниципальным округом статуса муниципального образования).
Также проектом предусматривается, что преобразование поселений, в результате которых муниципальный район будет состоять из одного поселения, не допускается.
Вопросы местного значения муниципального округа предлагается закрепить в рамках действующей статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей вопросы местного значения городского округа. При этом в указанную статью вводится часть 21, согласно которой к вопросам местного значения муниципального округа помимо утверждения генеральных планов городских населенных пунктов в составе муниципального округа также относится утверждение схем территориального планирования муниципального округа (по аналогии с муниципальным районом).
В целях предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления возможности привести свои правовые акты в соответствие с предлагаемыми изменениями проектом предусматривается переходный период до 1 января 2025 года.
Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона предлагаемые изменения направлены на упорядочение сложившейся неоднородной практики территориальной организации местного самоуправления, в первую очередь связанной с соотношением статуса муниципального образования и специфики административно-территориального устройства.
Полагаем, что реализация рассматриваемой инициативы позволит улучшить финансовое положение населенных пунктов, испытывающих с этим трудности, и, как следствие, повысить эффективность решения отраслевых вопросов местного значения, требующих существенных капиталовложений и являющихся наиболее значимыми с точки зрения обеспечения эффективного пространственного и социально-экономического развития территорий.
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.