Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 632642–7 «О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“

(в части уточнения условий предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера)

Внесен депутатами Государственной Думы В.В. Рудченко, О.А. Бондарь, С.Г. Каргиновым и др., членом Совета Федерации А.Д. Даллакяном


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), направленные на уточнение условий предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Проектом предлагается при определении права гражданина на получение жилищной субсидии учитывать все жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принадлежащие на праве собственности и (или) предоставленные по договору социального найма, договору найма жилых помещений фонда социального использования не только гражданину, но и (или) постоянно проживающим с ним членам его семьи, а также получение гражданином
и (или) членами его семьи в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки по обеспечению жильем за пределами указанных районов и местностей.

Проектом также предлагается предусмотреть положение о том, что отказ гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и влечет утрату таким гражданином права на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

Действие новых положений согласно проекту распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, на момент вступления в силу предлагаемых проектом изменений.

Согласно пояснительной записке проект разработан с целью гармонизации положений Федерального закона № 125-ФЗ и положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, его статьей 51 и 56, предусматривающих основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В пояснительной записке также отмечается, что принятие данных изменений будет способствовать повышению эффективности использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на предоставление жилищных субсидий указанной категории граждан.

По проекту имеются следующие замечания и предложения.

1. Проектом предусматривается простая письменная форма отказа гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата.

Учитывая, что отказ гражданина от получения государственного жилищного сертификата согласно проекту влечет за собой утрату таким гражданином права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, в целях усиления правовой защиты граждан предлагаем установить нотариальную форму отказа гражданина от получения государственного жилищного сертификата.

2. Статьей 2 проекта предусмотрено вступление в силу проектируемого федерального закона 1 марта 2019 года. При этом в соответствии с абзацем третьим указанной статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в случае передачи им государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, надлежит до указанной даты привести свои нормативные правовые акты в соответствие с проектируемым федеральным законом.

Предлагаемую в проекте дату вступления в силу федерального закона (1 марта 2019 года) необходимо пересмотреть.

При этом, учитывая указанные обязательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представляется целесообразным для абзаца третьего статьи 2 проекта предусмотреть дату вступления в силу до наступления даты вступления в силу основных положений федерального закона.

3. Статьей 2 проекта предполагается распространить действие проектируемых норм на граждан, состоящих на момент вступления в силу проектируемого федерального закона на учете в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, то есть независимо от срока постановки на учет.

Однако реализация нормы статьи 2 проекта в отдельных случаях может привести к ситуации, при которой отдельные граждане, вставшие на соответствующий учет по ранее действовавшим правилам, утратят право на получение жилищной субсидии.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с замечаниями.