Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 683798–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“

(в части установления нормативов потерь воды в централизованных системах водоснабжения)

Внесен Мурманской областной Думой


Проект федерального закона направлен на введение учета нормативов потерь воды при установлении тарифов на услуги организаций водоснабжения и водоотведения.

Законопроектом предлагается внести изменение в статью 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), дополнив перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения полномочием по установлению нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке (далее – нормативы потерь) в порядке, установленном Минстроем России.

Минстрой России предлагается наделить полномочием по утверждению порядка установления нормативов потерь.

Кроме того, законопроектом предлагается установить, что при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть учтены нормативы потерь.

Вместе с тем, статьей 39 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение устанавливаются показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – показатели надежности).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона № 416-ФЗ перечень показателей надежности, порядок и правила определения их плановых значений и фактических значений утверждаются Минстроем России. При этом согласно пункту 9 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение плановых значений показателей надежности.

Приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 года № 162/пр утверждены перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – Перечень), а также порядок и правила определения плановых значений и фактических значений таких показателей.

В силу пункта 2 Перечня к показателям надежности, помимо прочих, относятся показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды).

Приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года № 640/пр утверждены Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

Согласно части 7 статьи 39 Федерального закона № 416-ФЗ в случае, если организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности, тарифы этой организации, устанавливаемые, изменяемые или корректируемые на очередной год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств этой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы.

Таким образом, в настоящее время в отношении организаций, осуществляющих водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, субъектами Российской Федерации должны быть установлены плановые значения показателей эффективности, в том числе уровня потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды). При этом недостижение утвержденных плановых значений показателей надежности влечет за собой снижение тарифа этой организации.

На основании изложенного Комитет считает, что предлагаемые проектом федерального закона изменения могут привести к избыточному регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения и нуждаются в дополнительном обосновании и обсуждении.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.