Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 735817–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части предоставления информации о потребителях жилищно-коммунальных услуг)

Внесен депутатами Государственной Думы С.А. Пахомовым, П.Р. Качкаевым, С.В. Чижовым и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», направленные на установление права и порядка получения организациями жилищно-коммунального комплекса необходимых сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг для целей расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исполнения договоров о предоставлении коммунальных услуг, реализации права на обращение в суд.

Предлагаемые проектом изменения в статьи 45 и 155 Жилищного кодекса направлены на конкретизацию перечня сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг, а также лиц, имеющих право доступа к таким сведениям.

Проектируемыми изменениями в часть 31 статьи 45 Жилищного кодекса предлагается конкретизировать полномочия управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива (далее – лица, обязанные вести реестр собственников) в части содержания реестра собственников и его предоставления по соответствующим запросам или обращениям.

Проектом предлагается расширить перечень сведений, содержащихся в реестре собственников и позволяющих идентифицировать таких лиц, посредством указания следующих сведений: даты и места рождения (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность (при наличии), реквизитов документов, подтверждающих дату возникновения у них права собственности на указанные помещения (при наличии), сведений о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведений о площади каждого помещения в многоквартирном доме. Одновременно конкретизируется полномочие лиц, обязанных вести реестр собственников, в части предоставления собственнику или иному лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, такого реестра. Проектом устанавливается, что в этом случае не предоставляются сведения о дате, месте рождения, серии и номере документов, удостоверяющих личность собственников помещений в многоквартирном доме, реквизитах документов, подтверждающих дату возникновения у них права собственности на помещения в многоквартирном доме.

Однако полагаем целесообразным указать, что в этом случае заявителю предоставляется «выписка из реестра собственников помещений в многоквартирном доме», а не реестр собственников в полном объеме.

Проектируемыми частями 15 и 16 статьи 155 Жилищного кодекса предлагается установить порядок получения наймодателем жилого помещения, ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором капитального ремонта, иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – лица, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги) необходимых сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг для целей расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исполнения договоров о предоставлении коммунальных услуг, реализации права на обращение в суд.

В частности, лица, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель, будут вправе безвозмездно на основании соответствующего запроса получать информацию:

1) от лиц, обязанных вести реестр собственников, – имеющиеся сведения о таких собственниках: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих дату возникновения права собственности на помещения, сведения о площади помещений;

2) от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций – находящуюся в их распоряжении информацию о лицах, обязанных в соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер документа, удостоверяющего личность, сведения об основаниях и дате возникновения у них обязанности по внесению такой платы, сведения о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц. При этом проектом устанавливается срок предоставления таких сведений – не более пяти дней со дня поступления соответствующего запроса.

Проектом конкретизируется, что предоставление необходимых сведений не требует согласия субъекта персональных данных на передачу его персональных данных. В этой связи необходимо отметить, что согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, предложенная проектом новация является исключением из общего правила и обусловлена сложившейся правоприменительной практикой, когда «управляющая организация, с тем чтобы иметь возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, причем данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления многоквартирным домом» (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2016 года № 100-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шалбина Дмитрия Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 7 Федерального закона „О персональных данных“). Кроме того, в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ основной риск, возникающий при передаче персональных данных коллекторским агентствам, исключен.

Вместе с тем, представляется целесообразным закрепить в Жилищном кодексе положение о применении к лицам, обязанным вести реестр собственников и лицам, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, положений Федерального закона «О персональных данных» об ответственности за нарушение установленных требований.

Наряду с этим, предлагается установить, что порядок предоставления вышеуказанными органами информации, а также перечень иных сведений, необходимых для целей расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исполнения договоров о предоставлении коммунальных услуг, реализации права на обращение в суд, закрепляется в правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, установленных Правительством Российской Федерации.

Проектируемой частью 161 статьи 155 Жилищного кодекса предлагается закрепить в отношении лиц, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, право на привлечение в порядке и на условиях, установленных соответствующими договорами, третьих лиц для осуществления действий:

по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

по сбору сведений, необходимых для расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

по формированию, печати и доставке платежных документов;

по оказанию иных услуг.

Также закрепляется право осуществлять расчеты за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В связи с отсутствием в настоящее время возможности доступа лиц, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к персональным данным потребителей таких услуг, предлагаемые изменения будут способствовать дальнейшему ведению такими лицами претензионно-исковой работы с должниками.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, необходимого для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом высказанных замечаний.