Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 735250–7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части предоставления объединенного платежного документа на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг)

Внесен депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, С.А. Пахомовым, М.В. Гулевским и другими


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на решение практических проблем, возникающих при выставлении потребителям многочисленных платежных документов в качестве основания для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, последствиями которых являются, в том числе отсутствие возможности одномоментной оплаты всех жилищно-коммунальных услуг, снижение эффективности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части проведения оценки доступности для граждан совокупной платы за потребляемые жилищные и коммунальные услуги и другие.

В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) основаниями для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются платежные документы (в том числе платежные документы в электронной форме, размещенные в системе) или информация о размере такой платы и задолженности, размещенная в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункты 1, 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса). Основные требования по выставлению платежного документа и его содержанию установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354. Также приказом Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг по общему правилу осуществляется лицами, которым в соответствии с Жилищным кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе наймодателем жилого помещения, управляющей организацией, иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по договору управления многоквартирным домом (статья 162 Жилищного кодекса), договору о предоставлении коммунальных услуг, договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответственно (статья 1572 Жилищного кодекса).

Как следует из пояснительной записки, в целях установления возможности одномоментной оплаты жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых исполнителями по различным договорам, проектом предлагается дополнить часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса новым пунктом 11, согласно которому плата за жилое помещение и коммунальные услуги может быть внесена на основании единого платежного документа (в том числе единого платежного документа в электронной форме). При этом предлагается закрепить, что в едином платежном документе указываются все или некоторые виды коммунальных услуг и (или) услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и (или) взнос на капитальный ремонт, информация о размере платы за эти услуги и (или) работы, платы за наем жилого помещения, задолженности по внесению указанной платы и начисленных пеней за ненадлежащее исполнение обязанностей по внесению этой платы. Таким образом, проектом предлагается ввести альтернативный вид платежного документа – «единый платежный документ», являющийся основанием для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги независимо от количества исполнителей (поставщиков) таких услуг.

Поддерживая в целом целесообразность установления возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги посредством единого платежного документа, отмечаем необходимость дополнительной проработки следующих вопросов:

1) в связи со сложившейся региональной практикой выставления потребителям единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации необходимо изменить предлагаемое проектом название платежного документа, что позволит отграничить его от иных платежных документов в этой сфере;

2) в связи с предлагаемым расширением перечня оснований для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и целесообразности формирования на территории конкретного муниципального образования единого порядка выставления платежных документов необходимо определить, в чью компетенцию (органа публичной власти, исполнителя жилищно-коммунальных услуг либо общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) должен входить вопрос о выборе вида платежного документа, выставляемого потребителям жилищно-коммунальных услуг;

3) определить, что регулирование вопросов порядка формирования нового вида платежного документа, его содержание, в том числе рекомендуемого перечня включаемых в него видов платежей за жилищно-коммунальные услуги (допустимые и недопустимые к включению) и размера задолженности, а также разработка методических рекомендаций и рекомендуемая форма нового платежного документа, должны быть отнесены к компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

При этом необходимо учесть особенности деятельности организаций, являющихся гарантирующими поставщиками электрической энергии, которые традиционно имеют комплексную базу данных своих потребителей, самостоятельно формируют, печатают и обеспечивают доставку платежных документов потребителям (в том числе в электронном виде).

Проектом также предлагается дополнить статью 155 Жилищного кодекса новой частью 151, согласно которой исполнитель жилищно-коммунальных услуг вправе на основании договора привлекать лицо (расчетный центр), осуществляющее деятельность по обеспечению расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставлению платежных документов, единых платежных документов и (или) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за ненадлежащее исполнение обязанностей по внесению этой платы. Также устанавливается, что оплата услуг расчетного центра производится за счет средств исполнителей жилищно-коммунальных услуг.

Следует отметить, что действующие в настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации расчетные центры осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (пункт 11 статьи 3). В этой связи предлагаемое проектом введение в Жилищный кодекс понятия расчетного центра и установление пределов его компетенции в области жилищно-коммунальной сферы представляется необоснованным, поскольку приведет к противоречиям с положениями Федерального закона «О национальной платежной системе».

Однако в настоящее время актуален вопрос о формировании единой базы данных, содержащей сведения о поставщиках и потребителях жилищно-коммунальных услуг для целей расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги и исполнения договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а также сведения (идентификаторы) о должнике по жилищно-коммунальным услугам, необходимые для реализации права на обращение в суд.

В этой связи предложение проекта о привлечении профессиональных организаций для осуществления расчетов, предоставления платежных документов и необходимой информации (при одновременном наделении их компетенцией по формированию, верификации, актуализации единой базы данных и вариативности предоставления иным лицам содержащихся в ней сведений) позволит сформировать на территории конкретного региона (муниципального образования) специфический профессиональный центр управления данными в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом представляется, что создание профессионального центра управления данными на территориях субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований позволит прекратить практику бесконтрольного обмена (передачи) персональных сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг между их поставщиками, создаст для потребителей благоприятные условия доступа к необходимой информации, в том числе посредством использования ресурса межведомственного обмена информацией. Полагаем, что при условии доработки данное предложение соответствует Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 года № 1189-р, а также концепции проекта федерального закона № 759897–7 «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

Однако отдельно следует рассмотреть вопрос установления условий вхождения в систему управления данными в сфере жилищно-коммунального хозяйства поставщиков электрической энергии (гарантирующих поставщиков) в связи с особенностями осуществления ими деятельности в условиях оптового и розничного рынка электрической энергии на территории Российской Федерации.

В целом представляется, что предлагаемые проектом новации позволят увеличить рост уровня собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги, снизить риски выставления «фальшивых» платежных документов и тем самым обеспечить дополнительную защиту интересов потребителей, а также повысят эффективность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом высказанных замечаний.