Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 752020–7 «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части исключения из вопросов, подлежащих определению уставом муниципального образования, порядка составления проекта местного бюджета)

Внесен Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия


В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) уставом муниципального образования должны, в частности, определяться: порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчёта об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Проектом федерального закона предлагается исключить порядок составления проекта местного бюджета из числа вопросов, регулируемых уставом муниципального образования.

В соответствии со статьёй 43 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Устав призван регулировать наиболее важные вопросы организации местного самоуправления в муниципальном образовании.

Как следует из статей 154 и 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проект местного бюджета составляют финансовые органы муниципальных образований в порядке, установленном местной администрацией, в соответствии с названным Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Таким образом, составление проекта местного бюджета представляет собой деятельность финансового органа, регламентированную, в том числе нормами бюджетного права. Учитывая последующее публичное рассмотрение проекта местного бюджета представительным органом, отсутствует необходимость регулирования деятельности по составлению такого проекта муниципальным правовым актом высшей юридической силы.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.