Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 765483–7 «О признании утратившей силу части 5 статьи 13 Федерального закона „Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“

Внесен Правительством Российской Федерации


Проектом федерального закона предлагается признать утратившей силу часть 5 статьи 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 43-ФЗ), поскольку она Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2019 года № 9-П признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой не позволяет учитывать возможное изменение рыночной стоимости изымаемого для государственных нужд недвижимого имущества, не связанное с развитием инфраструктуры прилегающей территории в рамках реализации проекта, требующего изъятия этого имущества, и тем самым препятствует предоставлению его собственнику равноценного возмещения.

В настоящее время частью 5 статьи 13 Федерального закона № 43-ФЗ установлено, что при расчете размера возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков стоимости изымаемого недвижимого имущества указанная стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального или регионального значения.

При этом не учтено возможное значительное расхождение во времени между принятием решения об утверждении документации по планировке территории и принятием решения об изъятии соответствующего земельного участка. Между тем стоимость изымаемого имущества, определенная на день, предшествующий дню принятия акта об утверждении документации по планировке территории, может существенно отличаться от стоимости этого же имущества, определенной на дату принятия решения об изъятии.

После признания утратившей силу части 5 статьи 13 Федерального закона № 43-ФЗ стоимость имущества, изымаемого в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, будет определяться в общем порядке, установленном главой VII1 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которой рыночная стоимость земельного участка определяется на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5 статьи 568 Земельного кодекса Российской Федерации).

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.