Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 787700–7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“

(в части установления особенностей уступки прав требований)

Внесен членом Совета Федерации С.Ф. Лисовским


Проектом федерального закона предлагается закрепить невозможность применения положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), устанавливающих особенности определения размера подлежащей выплате застройщиком участнику долевого строительства –гражданину неустойки (пени) за неисполнение им отдельных обязательств (например, за просрочку исполнения обязательства по передаче объекта в срок), в случае уступки прав требования указанной неустойки, штрафа (пени) последним не гражданину, а индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Также предлагается не применять к указанным отношениям законодательство о защите прав потребителей.

Частью 2 статьи 6 и частью 2 статьи 9 Федерального закона № 214-ФЗ предусматривается, что если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная неустойка (пени), а также проценты выплачиваются ему застройщиком в двойном размере.

Согласно пояснительной записке двукратный размер неустойки в случаях нарушения прав потребителя – гражданина, предусмотренных статьями 6 и 9 Федерального закона № 214-ФЗ, не должен применяться в случаях уступки требования об уплате такой неустойки, пени, штрафа гражданином юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, поскольку, устанавливая повышенный размер неустойки в случае нарушения прав участников долевого строительства – граждан, законодатель исходил из распространения на граждан законодательства о защите прав потребителей.

Следует отметить, что с момента заключения договора, на основании которого производится уступка гражданином юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) прав требования по выплате неустойки, штрафа (пени), субъектом рассматриваемых правоотношений становится юридическое лицо или индивидуальный предприниматель соответственно. Следовательно, положения приведенных выше норм Федерального закона № 214-ФЗ о двойном размере неустойки, а также законодательство о защите прав потребителей к данным отношениям не применяются.

Пересмотр размера уже имеющегося требования, которое передано в рамках уступки прав гражданином юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) также невозможно, так как в соответствии со статьей 390 Гражданского кодекса Российской Федерации уступаемое требование должно существовать в момент уступки. При нарушении указанного правила лицо, которому уступается право, вправе потребовать возврата всего переданного по соглашению об уступке, а также возмещения причиненных убытков.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.