Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 747287–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 33 Федерального закона „О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“

(о переходе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые саморегулируемые организации)

Внесен Государственным Советом — Хасэ Республики Адыгея


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на урегулирование порядка перехода индивидуальных предпринимателей и юридических лиц во вновь создаваемые саморегулируемые организации на территории субъекта Российской Федерации, в котором ранее отсутствовали зарегистрированные саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

С указанной целью проектом предлагаются изменения и дополнения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно положениям проекта юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, добровольно прекратившие после 1 июля 2017 года членство в такой саморегулируемой организации и вступившие в саморегулируемую организацию, основанную на членстве лиц, осуществляющих строительство, созданную на территории субъекта Российской Федерации, в котором по состоянию на 1 июля 2017 года такая саморегулируемая организация отсутствовала, вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, о перечислении из ее компенсационного фонда внесенного вышеуказанными лицами взноса в саморегулируемую организацию, в которую переходят юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Проектом предусматривается, что со дня поступления указанных денежных средств саморегулируемая организация, в которую переходят юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, несет солидарную ответственность по обязательствам своих новых членов, возникшим вследствие причинения вреда при проведении строительных работ, осуществленных до дня поступления указанных денежных средств в компенсационный фонд возмещения вреда новой саморегулируемой организации, а также субсидиарную ответственность по обязательствам таких членов, возникших в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением членом саморегулируемой организации договора строительного подряда, заключенного до дня поступления указанных денежных средств в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств вновь созданной саморегулируемой организации.

Как указано в пояснительной записке к проекту, законодательством Российской Федерации вопросы по переходу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в саморегулируемые организации на территории субъекта Российской Федерации, в котором ранее отсутствовали зарегистрированные саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, не урегулированы.

Также не урегулированы вопросы по перечислению уплаченных этими лицами средств в компенсационные фонды саморегулируемых организаций, членами которых они являлись ранее.

Автор проекта указывает, что сейчас при вступлении во вновь созданную саморегулируемую организацию на территории субъекта Российской Федерации, в котором ранее отсутствовали зарегистрированные саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны повторно уплачивать взносы в компенсационный фонд возмещения вреда.

Разделяя содержащиеся в пояснительной записке доводы, отмечаем, что данный правовой пробел возник при введении с 1 июля 2017 года регионального принципа формирования строительных саморегулируемых организаций, предусматривающего, что членами таких саморегулируемых организаций могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В связи с изложенным полагаем, что идея проекта заслуживает поддержки.

Также отмечаем, что по информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, не зарегистрированы в 11 субъектах Российской Федерации, а в 31 субъекте действует только по одной саморегулируемой организации такого вида, причем в отношении некоторых из них прогнозируется возможное прекращение статуса саморегулируемой организации.[1]

Министерство также проинформировало Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) о том, что к внесению в Государственную Думу подготавливается проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)».

В указанном законопроекте предусматриваются нормы, стимулирующие создание саморегулируемых организаций в субъектах Российской Федерации, в которых такие организации отсутствуют, в том числе снимается запрет на прием в члены саморегулируемой организации лиц, прекративших членство в саморегулируемой организации аналогичного вида. Одновременно отменяется обязанность такого лица повторно вносить взносы в компенсационные фонды региональной саморегулируемой организации и устанавливается порядок перевода ранее внесенного взноса во вновь создаваемую саморегулируемую организацию.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.

 



[1] Информация представлена к «круглому столу» на тему «Саморегулирование
в строительной отрасли: практика и перспективы» (проведен 1 ноября 2018 года) письмом Минстроя России от 8 октября 2018 года № 41021-ЮГ/02 (входящий номер 39251 от 10 октября 2018 года).