Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 809037–7 «О внесении изменений в статьи 161 и 163 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части управления многоквартирными домами, находящимися в государственной или муниципальной собственности)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона (далее – проект) разработан в целях обеспечения конкурентной среды на рынке управления многоквартирными домами, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 163 Жилищного кодекса установлены различные правила определения порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее – публично-правовое образование), и многоквартирным домом, в котором доля в праве общей долевой собственности на общее имущество публично-правового образования (далее – доля в праве общей долевой собственности) составляет более чем пятьдесят процентов.

Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности публично-правового образования, устанавливается соответствующим органом публичной власти (часть 1 статьи 163 Жилищного кодекса). При этом на практике орган публичной власти либо проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, либо выбирает управляющую компанию в порядке, установленном уполномоченным органом.

Наряду с этим управление многоквартирным домом, доля в праве общей долевой собственности публично-правового образования в котором составляет более 50%, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключаемым с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 163 Жилищного кодекса).

Следует отметить позицию Федеральной антимонопольной службы (письмо от 19 января 2017 года № ИА/2401/17 «О применении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ и обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 163 ЖК РФ»), согласно которой непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По мнению Федеральной антимонопольной службы, договоры управления многоквартирными домами, в которых доля публично-правового образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов (в том числе 100 процентов), могут быть заключены только по результатам открытого конкурса.

В целях обеспечения конкурентной среды на рынке управления многоквартирными домами Планом мероприятий (»дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 – 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697-р, на четвертый квартал 2019 года предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих установление требования о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности публично-правового образования.

Соответственно, проектом предлагается изложить в новой редакции статью 163 Жилищного кодекса, согласно которой управление многоквартирным домом, в котором доля публично-правового образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, а также в многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности публично-правового образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.