Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 742962–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части регулирования отношений при осуществлении реновации жилищного фонда)

Внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга


Согласно пояснительной записке рассматриваемый проект федерального закона (далее – проект) внесен в пакете с основным законопроектом «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», который на рассмотрение в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера до настоящего времени не поступал.

Проектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О государственной регистрации недвижимости», «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях распространения особого регулирования, предусмотренного указанными документами при проведении реновации жилищного фонда в городе Москве, на проведение реновации во всех субъектах Российской Федерации.

В частности, проектом посредством внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации предлагается отнести к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах принятие решения о даче согласия на включение многоквартирного дома в проект реновации, реализуемый в отношении данного многоквартирного дома или элемента планировочной структуры, в пределах которого он расположен.

Предлагается не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, включенные в установленном порядке в проекты реновации.

На возможную реновацию жилищного фонда в субъектах Российской Федерации также предлагается распространить положения Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», устанавливающие последствия перехода права собственности на жилые помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, являющиеся предметом залога, которые в соответствии с действующей редакцией применяются к отношениям, регулирующим реновацию в Москве.

Также из содержания текста проекта следует, что субъекты Российской Федерации предлагается наделить правом создания региональных фондов реновации жилой застройки по типу Московского фонда реновации жилой застройки, который может выступать застройщиком и напрямую привлекать денежные средства граждан и юридических лиц для строительства многоквартирных домов на основании договоров участия в долевом строительстве в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Принимая во внимание, что единственным способом обеспечения исполнения Московским фондом реновации своих обязательств перед гражданами – участниками долевого строительства является установленная субсидиарная ответственность города Москвы по обязательствам Фонда, отмечаем, что представляется небесспорной возможность многих регионов (учитывая дотационный характер бюджетов большинства из них) обеспечить в полном объеме субсидиарную ответственность по обязательствам региональных фондов, что теоретически может привести к появлению новых обманутых дольщиков, а также повлечь появление расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, с учетом наличия в большинстве субъектов Российской Федерации нерешенных проблем в сфере расселения аварийного жилищного фонда, принятие проектируемого федерального закона представляется преждевременным.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.