Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 793022–7 «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“

(в части уточнения категории пенсионеров, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно)

Внесен депутатами Государственной Думы Н.М. Харитоновым, В.Г. Поздняковым, А.В. Корниенко, М.В. Щаповым; членом Совета Федерации Т.А. Кусайко


Проектом федерального закона предлагается внести в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон) изменение, направленное на совершенствование правового регулирования в сфере социальных выплат пенсионерам.

В настоящее время согласно статье 34 Закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Проектом федерального закона предлагается предусмотреть возможность получения указанной компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, в том числе осуществляющим опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье.

Как следует из пояснительной записки, положения Закона ставят пенсионеров, создавших приемные семьи, в неравные условия по отношению к другим гражданам, которым государство гарантирует возмещение части затрат на отдых в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера. Пенсионеры, осуществляющие опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье, не учтены ни в одной статье Закона.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры – из Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 33, 34 Закона и статья 325 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176, компенсация расходов на оплату стоимости проезда за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации осуществляется только неработающим пенсионерам.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (часть 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации), и размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1531 Семейного кодекса Российской Федерации).

В то же время, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2014 года № 94-КГ13-1 содержится вывод, согласно которому приемный родитель не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений, либо заключившим гражданско-правовой договор, основной целью которого является получение им дохода от осуществления какой‑либо деятельности, и не имеет возможности получить компенсацию к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно по месту работы за счет работодателя.

Таким образом, предлагаемые изменения позволят устранить двойственное толкование нормы об источниках компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Однако необходимо отметить, что проект федерального закона, имея социальную направленность, не предусматривает положения, устанавливающего источники предлагаемого увеличения расходных обязательств Российской Федерации на выплату компенсаций транспортных расходов, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.