Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 795123–7 «О внесении изменения в статью 35 Федерального закона „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в части увеличения процента депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат, которые распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями»

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым и др.


Согласно пункту 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – региональный парламент) либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Эта норма не распространяется на выборы депутатов законодательных органов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Законопроектом предлагается увеличить указанную долю от общего числа депутатских мандатов в региональном парламенте либо в одной из его палат, которая по результатам выборов распределяется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, с установленной указанным Федеральным законом (в действующей редакции) в размере не менее 25% до не менее 50% от общего числа депутатских мандатов.

Необходимость принятия законопроекта обосновывается в пояснительной записке к нему целью укрепления действующей системы политических партий ввиду того, что являющаяся «одним из ключевых институтов демократии» «партийная система, созданная в Российской Федерации и функционирующая на протяжении всей её современной истории, показала свою эффективность и представительный характер».

Считаем, что предлагаемое законопроектом изменение нуждается в дополнительном более детальном обосновании, основывающемся на системном сравнительном анализе практики применения пропорциональной и мажоритарной систем на выборах депутатов региональных парламентов в современных социально-политических условиях в Российской Федерации. Такое сравнительное исследование должно не ограничиваться только анализом практики применения двух указанных систем, в том числе в разном их соотношении, с позиции обеспечения максимальной формальной представительности сформированных региональных парламентов, например, определяемой как соотношение общего числа голосов избирателей, проголосовавших за всех кандидатов (все списки кандидатов), допущенных по результатам выборов к распределению депутатских мандатов, к общему числу избирателей, принявших участие в выборах (в процентах). Полагаем важным при проектировании возможных изменений системы распределения депутатских мандатов также учитывать степень реальной связи политико-психологического влияния «политического имиджа (»рекламного бренда») политических партий или их «медийно раскрученных» лидеров на восприятие и предпочтения избирателей при голосовании за партийные списки с действительной поддержкой конкретных кандидатов от каждой партии, связанной с восприятием избирателями их действительной работы в интересах граждан в межвыборный период. Полагаем, что без всесторонней проработки указанного круга взаимосвязанных вопросов внесение предлагаемого изменения является недостаточно обоснованным.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.