Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 795107–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований при выдвижении кандидатуры для избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации»

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым и др.


Проект федерального закона предусматривает отмену механизма так называемого «муниципального фильтра» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в отношении кандидатов, выдвинутых политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и имеющими в ней фракцию.

Согласно абзацам восьмому и девятому пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Установлено также, что в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом установлено, что кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Законопроектом предлагается дополнить пункт 3 статьи 18 указанного Федерального закона правовой нормой, согласно которой вышеуказанное требование о том, что выдвижение кандидата политической партией должны поддержать депутаты представительных органов муниципальных образований и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных образований субъекта Российской Федерации, не распространяется на кандидата, выдвинутого политической партией, допущенной к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе и имеющей в ней фракцию.

Законопроектом также предлагается закрепить аналогичную правовую норму в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

По концепции законопроекта имеется замечание.

В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. При этом федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. Согласно пунктам 1 и 7 статьи 88 указанного Федерального закона итоги голосования по федеральному избирательному округу устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании данных окружных избирательных комиссий об итогах голосования по федеральному избирательному округу на соответствующих территориях, а к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов политических партий, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. При этом в Федеральном законе не установлено требование о том, что к распределению депутатских мандатов по итогам голосования по федеральному округу на выборах депутатов Государственной Думы допускаются только те списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, которые получили поддержку избирателей в каждом субъекте Российской Федерации, превышающую определенное количество голосов избирателей, принявших участие в выборах в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Следовательно, не все политические партии, списки кандидатов которых по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы были допущены к распределению депутатских мандатов, могли преодолеть указанные ограничения в каждом субъекте Российской Федерации. Также возможны ситуации, когда политические партии, списки кандидатов которых не были допущены к распределению депутатских мандатов на выборах депутатов Государственной Думы, в определенном субъекте Российской Федерации получили более высокий процент голосов избирателей, чем политическая партия, список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на выборах депутатов Государственной Думы.

Таким образом, представленность в Государственной Думе политической партии, выдвигавшей список кандидатов, не означает обязательное наличие значительной поддержки её избирателями в конкретном субъекте Российской Федерации и, полагаем, не может как таковая являться основанием для освобождения всех парламентских политических партий от установленного требования по сбору подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения ими кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.